Календарь
Календарь
Недельная глава:
Шофтим

Одед Лотан — израильский импортер знаний

Одед Лотан — израильский импортер знаний

Он называет себя израильтянином и открыто заявляет о своих космополитических взглядах. Считает, что причины уникального интеллектуального и ментального потенциала Израиля, в том числе, кроются в разности культур, этносов, взглядов. Искренне любит Израиль и Украину. Уверен, что Украина сейчас находится в переходном состоянии, из которого у нее два выхода: или резкий скачек вперед, или стремительное падение вниз. Надеется на первый вариант.

Приехав в Украину в 2008 году в качестве независимого консультанта, чтобы найти управляющих директоров для двух крупных украинских компаний, Одед рисковал не справиться с поставленной задачей. По его словам, на рынке просто не существовало ТОП-менеджеров с достаточным пулом знаний и навыков, которые требовались для эффективного закрытия этих позиций.

Полное отсутствие хороших менеджеров и недостаток западного управленческого мышления в Украине подтолкнуло израильского консультанта к исследованию локального рынка бизнес-образования. Даже поверхностный анализ показал свободную нишу в этом сегменте. Уверенности прибавлял личный опыт в области частного образования — он был одним из основателей и директором израильского частного университета ONO Academic College и представителем Манчестерской школы бизнеса в Израиле.

«Я сказал тогда своим партнерам: "Смотрите, Украина сейчас — это Израиль 10 лет назад. Страна остро нуждается в новом поколении директоров, бизнесменов, ТОП-менеджеров. Мы были одними из первых в Израиле, кто открыл частный университет, и это принесло нам успех. Мы можем повторить его в Украине”», — вспоминает Лотан.

Партнеры поддержали идею и уже зимой 2009 года, в разгар кризиса, в Украине был открыт филиал Эдинбургской бизнес-школы. Несмотря на израильские корни, партнеры посчитали, что лучшим решением для Украины будет именно британская программа МВА. Во-первых, сама по себе «британскость» — это бренд, страна всегда ассоциировалась с качественным образованием. Во-вторых, локальный рынок нуждался именно в «классическом МВА», когда преподаются незыблемые основы, так называемая матчасть бизнес-администрирования.

Ставка была сделана правильно. В первый же год существования Эдинбургская бизнес-школа набрала около 90 студентов. Всего за 5 лет существования свой британский диплом о прохождении полной программы обучения получили 100 украинских выпускников, и еще около 400 студентов продолжают курс сейчас. Стоимость полной программы образования, которая длится 2–2,5 года, — порядка 25 000 у.е.

«За все время нашей работы в Украине только одна западная бизнес-школа открыла здесь свое представительство. Мы были и остаемся единственными, кто ведет программу MBA на русском», — говорит Лотан.

Однако отсутствие прямых конкурентов его совсем не радует: прививать культуру получения МВА украинским «взрослым» студентам — задача непростая. MBA в конце 2009 все еще оставалась чем-то необычным для большинства украинских компаний. И гораздо эффективней было бы популяризировать идею получения западного образования в Украине совместными усилиями нескольких игроков. С другой стороны, Лотан признает, что украинский рынок бизнес-образования очень мал, и оценивает его потенциал всего в 500 человек в год. При этом киевляне составляют 85% всех студентов. Для сравнения, только в одном частном университете Лотана и его партнеров в Израиле ежегодно обучается 1 000 человек.

«В Украине не так много людей, которые могут себе позволить МВА. Все-таки это не дешевый продукт. Хотя, в отличие от Израиля, где в 90% случаях за образование люди платят из собственного кармана, в Украине существует практика обучения сотрудников за счет корпораций — приблизительно 50% на 50%. Так, ежегодно у нас проходят обучение работники украинского офиса JTI».

Британская программа MBA Эдинбургской бизнес-школы заняла свою нишу бизнес-образования на рынке Украины. Планы его развития понятны, аудитория известна, способы привлечения студентов протестированы. Пора двигаться дальше.

Сейчас Одед вместе с партнерами вынашивает новую идею: запуск в Украине программы израильского «бизнес-знания». Как и в первом случае, ставка делается на бренд страны.

«Израиль — признанный лидер в области технологий и know-how. Инновационный израильский подход одинаково эффективно работает в разных административных сегментах: медицине, науке, обороне, государственном секторе и т.д. Именно эти знания "как заставить существующий бизнес работать лучше” мы будем предлагать потенциальным студентам».

Новая образовательная инициатива никоим образом не будет конкурировать с Эдинбургской бизнес-школой — у них разные аудитории. Израильская программа, в первую очередь, нацелена на предпринимателей, владельцев бизнеса, которые хотят привнести новое качество, новое видение в свой уже работающий бизнес, или ищут идеи для открытия нового бизнес-направления — инкубаторы, развитие стартапов.

Пока Одед не готов говорить о конкретных сроках запуска — общая нестабильность в стране заставляет более взвешено подходить к вопросам инвестиций. С другой стороны, свой первый бизнес в Украине Одед открыл в разгар финансового кризиса 2009 года. Пойдя тогда на риск, в итоге он поднял заслуженный бокал шампанского.

Экономика и бизнес