Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Экономика и бизнес24 Сентября 2015, 12:28

Роман Гольд: В Израиле уже многие годы платежные решения разрабатываются на экспорт

Роман Гольд: В Израиле уже многие годы платежные решения разрабатываются на экспорт

Роман, об Израиле во всем мире говорят как о развивающемся финтеххабе. Как давно это здесь началось?

В Израиле еще несколько лет назад был низкий интерес к финтеху. Нельзя сказать, что его не существовало: были компании, были экзиты, но на рынке не было драйва. По нашим оценкам, за последние три года объем инвестиций в израильский финтех и количество израильских финтехстартапов пропорционально увеличился примерно втрое. Сегодня мы можем говорить о 300–400 финтехстартапах на разных стадиях развития от pre-seed до pre-IPO.

Стали появляться инфраструктурные решения, специализированные финтехакселераторы. Банки начали создавать финтехподразделения. Оба крупнейших израильских банка, Leumi и Hapoalim, предлагают целый комплекс решений, ориентированных на стартап-индустрию. Они называются, соответственно, LeumiTech и Poalim Hi-Tech.

Сегодня в Израиле есть, как минимум, два специализированных финтехакселератора. Первый открыл в Тель-Авиве Citi, вслед за ним свой хаб учредил банк Leumi в партнерстве с уже существующим израильским инкубатором Elevator. Оба проекта, по большому счету, реализуют одну и ту же модель. Среди однозначных преимуществ Leumi следует отметить локальность этого банка, благодаря которой многие процессы в нем происходят сравнительно быстро. Если речь идет о внедрении тестовой площадки для финтехстартапа, то процесс доступа компании к ресурсам банка Leumi короче и прозрачнее, чем у Citi. Вместе с тем любой израильский стартап ориентируется прежде всего на глобальный масштаб — в этом случае опыт, филиальная сеть и доступ к партнерским ресурсам Citi бесценны. По факту в обоих акселераторах попадаются крайне интересные проекты, хотя большинство компаний все еще находится на очень ранних стадиях, и об успешных кейсах говорить еще не время. Цель нахождения финтехстартапа в акселераторе — не инвестиции. Акселератор Citi вообще не инвестирует в стартапы, хаб Leumi выделяет проектам по $20 000. Оба акселератора предоставляют рабочее пространство, доступом к банковским экспертам и менторам, а самое важное — возможность развернуть с помощью банка тестовую площадку для проверки бизнес-гипотезы стартапа.

Какие направления израильского финтеха в первую очередь привлекают ваших инвесторов?

Во-первых, p2p-кредитование. Примечательно, что к этой отрасли, помимо иностранных, проявляют крайне активный интерес и израильские инвесторы, несмотря на некоторую консервативность. Кроме того, в этом сегменте достаточно высокий процент инвестиций от бизнес-ангелов и семейных офисов. Ангельские инвестиции в Израиле в принципе весьма развиты, но в финтехстартапах, по нашей субъективной оценке, процент ангельских денег значительно выше, чем в других нишах. Видимо, для израильских ангелов (многие из которых принадлежат к «финансовым кланам») это наиболее понятный инструмент, более осязаемые материи.

Мы наблюдаем большой спрос на компании в области финтехбезопасности (от персональных до корпоративных решений) — это одна из самых инвестиционно привлекательных ниш именно в израильской финтехсфере, и по экзитам, и по динамике роста тех компаний, у которых экзита еще не было.

Очень популярны платежные системы и сервисы. Исторически сложилось, что в Израиле уже многие годы платежные решения разрабатываются на экспорт. Начиналось все с классического аутсорсинга, но с развитием стартап-бума в стране появилось множество инновационных компаний в этом сегменте. В этой нише, по нашей оценке, аудитория израильских инвесторов несколько меньше, тогда как интерес иностранных фондов поддерживается на высоком уровне.

Намного меньше, на мой взгляд, интерес инвесторов ко всему, что касается криптовалют. Такие стартапы в основном финансируются крайне ограниченным числом ангелов, либо самими основателями. В принципе, в Израиле собрать предпосевной раунд не составляет проблем. Конечно, команда основателей может просто оформить кредит в банке (и часто делает это), но принцип FFF (Family, Friends, Fools) в Израиле актуален как нигде.

Самые перспективные, на ваш взгляд, израильские финтехстартапы на сегодняшний день?

Из наиболее инвестиционно привлекательных я бы назвал в первую очередь BillGuard — мобильное решение для предотвращения несанкционированных финансовых операций по кредитной карте. Инструмент, который на основе Big Data, поведенческого анализа и геолокации отслеживает и блокирует все подозрительные транзакции по кредитным картам пользователя, а также предотвращает identity theft при потере мобильного устройства. На сегодняшний день решение BillGuard защищает более 1,2 млн клиентов. В среднем BillGuard ежегодно предотвращает хищение $300 на каждого из них. Рынок же, на котором работает этот стартап, оценивается в $3 млрд. Среди инвесторов BillGuard — венчурный фонд экс-CEO Google Эрика Шмидта Innovation Endeavors, Bessemer Venture Partners, Founders Fund, Khosla Ventures и другие знаковые имена VC-индустрии.
Если раньше первым приоритетным рынком для израильских стартапов была Кремниевая долина, то сегодня сформировался поток, нацеленный на Европу и Китай

Еще одна восходящая звезда этого сегмента FeeX — очередной стартап Ури Левина, сооснователя Waze, поглощенного Google почти за $1 млрд. Компания называет себя «Робин Гудом скрытых платежей» для частных инвесторов. Среди инвесторов FeeX — венчурный фонд самого богатого человека Азии Ли Кашина Horizons Ventures и американский венчурный фонд Blumberg Capital.

Очень интересен стартап Tipalti — автоматизированная система b2b-платежей клиентам, партнерам и подрядчикам. С одной стороны, проблема, которую решает Tipalti (автоматизация выплат) звучит недостаточно «секси», с другой же — у этого решения огромный рынок и существенное конкурентное преимущество. Tipalti автоматизировал около 26 000 платежных операций, которые так или иначе на определенном этапе нужно было проводить вручную. Они адаптировали сервис практически под все страны на планете, где есть потребность в такой системе. При этом общий объем инвестиций в стартап до сих пор не превысил $16 млн.
Следует подчеркнуть, что мы практически не встречали финтехстартапов, которые бы рассматривали Израиль как целевой рынок. Израильский рынок маленький и весьма сложный, поэтому подавляющее большинство компаний изначально ориентируются на глобальный масштаб. Если раньше первым приоритетным рынком для израильских стартапов была Кремниевая долина, то сегодня сформировался определенный поток компаний, нацеленных сразу на Европу и Китай.

А если говорить об экзитах?

Одним из самых успешных экзитов в этой рыночной нише можно назвать Trusteer — крупнейшее приобретение IBM в Израиле (в 2013 году «Голубой гигант» заплатил за израильский стартап около $900 млн). Отмечу, что за все время своего существования Trusteer привлекла всего $10 млн инвестиций. Компания разрабатывает решения в области информационной безопасности для финансового сектора — семь из 10 ведущих банков США и девять из 10 крупнейших банков Великобритании используют технологии Trusteer.

Еще один знаковый экзит — мобильная платежная система Check, поглощенная Intuit за $360 млн в 2014 году. Учитывая, что выручка стартапа в 2014 году балансировала на уровне $20 млн, выписанный Intuit чек представляется весьма щедрым предложением. Впрочем, Check идеально вписался в портфолио решений американской компании.

Последний из существенных экзитов в израильской финтехотрасли — поглощение компании Fundtech канадской финансово-технологической корпорацией D+H. Сумма сделки составила $1,25 млрд. Следует подчеркнуть, что в данном случае речь идет не о стартапе — компания Fundtech была основана в 1993 году и с момента основания довольно успешно занималась разработкой программных продуктов для автоматизации банковской деятельности. После объединения с израильской компанией клиентская база D+H насчитывает более 8000 банков, среди которых восемь из 10 крупнейших банков мира и 190 из 300 крупнейших банков США.

Откровенно говоря, за исключением сферы безопасности, многие финтехпроекты не кажутся революционными…

Совершенно верно. Но они и не должны быть революционными. Да, существует стереотип, что каждый стартап (а вместе с ним и инвестор) мечтает полностью изменить рынок или создать новый. Такие компании в Израиле есть, и их немало. С другой стороны, Израиль славится стартапами, весьма качественно решающими наболевшие прикладные проблемы, за которые рынок готов платить. Эффективное решение проблем сегодняшнего дня способно обеспечить прекрасный рост для стартап-компании и достойные показатели для инвестора. Израильская индустрия инноваций крайне прагматична в финансовом отношении. Думаю, справедливым будет соотношение 20/80: 20% стартап-компаний разрабатывают решения будущего, 80% сосредоточены на проблемах настоящего, за решение которых потребители готовы платить прямо сейчас.

Кстати, банк Leumi, согласно инсайдерской информации израильского экономического издания Globes, планирует самостоятельно выйти на рынок p2p-кредитования. Это станет первым прецедентом мирового масштаба — до сих пор ни один классический банк не решился на подобный шаг.

Так что на наш век финансовых инноваций в Израиле хватит. И залог успеха здесь — не только исключительная динамика развития израильских стартап-компаний, а совокупная работа всех игроков рынка на благо индустрии.

Роман, центром стартап-культуры Израиля традиционно считается Тель-Авив. Ваша инвестиционная платформа, которая знакомит инвесторов с израильскими стартапами, базируется в Иерусалиме. Центры активности сместились?

Мы любим Иерусалим, но, разумеется, не ограничиваем себя рамками столицы (от Иерусалима до Тель-Авива примерно 40 минут езды.— Bankir.Ru). По факту сегодня в Тель-Авиве базируется значительно больше стартапов, чем в любом другом израильском городе. С другой стороны, со временем венчурные сделки все более равномерно распределяются по всему Израилю. На стартап-карте есть и Хайфа, и Иерусалим, и Герцлия, и совсем небольшие города и даже киббуцы. Очевидно, что центр силы все еще Тель-Авив, хотя возросло значение и других регионов. К примеру, в Беэр-Шеве радикально усилилось направление кибербезопасности, в Иерусалиме семимильными шагами развивается биомедицина. Финансы же остаются в Тель-Авиве. Тель-Авив является финтехцентром Израиля и ментально, и физически, поскольку здесь находятся все специализированные инкубаторы и большинство ведущих компаний.

Какие сегменты израильского стартап-рынка сегодня наиболее востребованы вашими инвесторами?

Для наших партнеров прежде всего, кроме финтех, сегодня наиболее важны b2b-решения и облачные технологии. Существует устойчивый интерес к нише кибербезопасности. Она обособлена от остальной части израильской стартап-сцены и крайне непроста, когда речь заходит о появлении новых инвесторов. Технологический потенциал двойного назначения, пристальное внимание государства, настороженное отношение к новым игрокам — все это делает работу с израильским рынком кибербезопасности выполнимой, но сложной.
Следует отметить, что и «гражданский» сегмент израильского стартап-рынка далеко не так прозрачен, как может показаться со стороны. Сегодня в Израиле насчитывается около 5500 стартап-компаний, 230 израильских венчурных фондов, 100 международных венчурных фондов и бесчисленное количество бизнес-ангелов, представителей семейных офисов, инвестиционных банкиров, корпоративных скаутов и т. д. и т. п. Плохие сделки валяются на дороге, за хорошими идет охота. Наша сильная сторона — доступ к компаниям, которые находятся «под радаром», то есть крайне редко засвечиваются на стартап-конференциях, в СМИ, в рейтингах а-ля «10 самых-пресамых стартапов — 2015», а вместо этого тихо (и быстро) развивают успешный бизнес. Методология доступа к таким компаниям (а также дальнейшей работы с ними) основана на финансовых, академических, армейских и даже религиозных связях, а также на нескольких ноу-хау, разработанных нами за последние годы.

Сегодня в Израиле насчитывается около 5500 стартап-компаний, 230 израильских венчурных фондов, 100 международных венчурных фондов и бесчисленное количество бизнес-ангелов

Откуда основной поток инвесторов?

Если говорить об израильской стартап-индустрии в целом, то большую часть рынка делят между собой американские и израильские инвесторы. Далее с большим отрывом идут инвесторы из Европы и Китая. Необходимо подчеркнуть, что роль китайцев на израильском рынке инноваций из года в год усиливается. Среди всех стран, инвестирующих сегодня в израильские стартап-компании, Китай, наверное, самый серьезный, стратегически значимый, долгосрочный игрок после США. Это видно и по динамике роста объема инвестиций, и по числу двусторонних соглашений на государственном уровне, и даже по масштабу благотворительных проектов. Так, за последние несколько лет израильские вузы (Технион, Тель-Авивский университет) привлекли из Китая порядка $200 млн.

Если же говорить о JSCapital, то две трети наших инвесторов говорят по-русски. Мы работаем с венчурными фондами и фондами прямых инвестиций, семейными офисами, частными инвесторами. В следующем году планируем открыть новые региональные направления, в частности Казахстан, Сингапур и Китай. Но я бы не стал называть это экспансией. Скорее, мы реагируем на запросы рынка, занимая те ниши, в которых видим рост.

Источник: bankir.ru

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю