Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Интервью05 Ноября 2020, 18:11

«Острог потерял многое». Памяти Григория Аршинова

григорий аршинов
Григорий Аршинов / Фото retrorivne.com.ua

1 ноября материальный мир покинула душа Григория Аршинова — депутат городского совета Острога, общественный деятель, инициатор и участник множества проектов по сохранению еврейского (и не только) наследия в Украине и Европе.

Незадолго до ухода из жизни Григорий Иосифович заболел COVID-19, но несмотря на тяжёлую болезнь он продолжал «болеть» своим делом и сообщать в социальных сетях о результатах своей деятельности. 

О смерти Григория Аршинова сообщил раввин Шнеур Шнеерсон. Похороны состоялись на еврейском кладбище 2 ноября в Остроге. В синагоге города, реставрацией которой занимался Григорий Иосифович, собралось большое количество людей, чтобы проститься с выдающимся деятелем. 

Ещё больше людей почтили память Григория Аршинова в социальных сетях, где публиковали воспоминания о нём. Сотни из них были лично знакомы с известным реставратором Большой синагоги Махарша в Остроге, а многие только следили за его деятельностью, восхищаясь масштабами. 

Редакция JewishNews связалась с близкими и знакомыми Григория Аршинова, чтобы составить материал в память о нём.

Hryhoriy Arshynov
Григорий Арщинов / Фото предоставлено Марлой Осборн

Первым делом мы связались с городским советом Острога, где пообщались с первым заместителем мэра Ольгой Андреевной Логвин.

Для того, чтобы описать значение Григория Аршинова для Острога, громады не хватит даже нескольких часов, не то что минут. 

Досадное происшествие, смириться тяжело. Он был бессменным депутатом городского совета с 98-го года, занимался всеми проектами, которые были направлены на развитие Острога, на сохранение исторического наследия: Большая синагога — это 100% его заслуга; сохранение еврейских кладбищ не только в Украине, но и далеко за её пределами — тоже его заслуга.

Он не только сам горел работой, но мог зажечь и других. В Facebook сейчас невероятное количество постов и историй о нём, которые помогут осознать его значимость. 

Григорий Иосифович занимался не только еврейским наследием, хоть это и полностью его заслуга, так как сегодня в Остроге община состоит из нескольких человек. Если до войны из 17 тысяч жителей Острога 60% были евреями, то сейчас это единицы. 

Он был активным участником всех проектов, которые так или иначе содействовали развитию: поддерживал молодёжь, «Культурный Барбакан» (арт-пространство в Остроге — прим. ред.), все наши инициативы молодых и креативных. Кроме этого, он помогал нуждающимся и финансово, и советом.

Город Острог потерял многое. 

Ольга Логвин

Кроме этого, редакция JewishNews связалась с Марлой Осборн, родственницей Григория Аршинова, которая тоже занимается сохранением еврейского наследия.

Как попрощаться с другом, коллегой и членом семьи, который ушёл слишком рано?

Я знала, что Гриша был госпитализирован на несколько недель, и что его легкие были серьезно повреждены. Но во время наших двух разговоров на той неделе, он выразил своё счастье снова вернуться к работе, несмотря на необходимость пройти медицинскую реабилитацию. Мы возобновили дискуссии, начатые ранее в этом году, о сотрудничестве в новых проектах на старом еврейском кладбище Рогатина и большом братском захоронении жертв Холокоста 1942 года к югу от центра города. Мое сердце болит из-за потери этого огромного человека и могущественной силы добра в мире еврейского наследия.

Впервые я встретила Гришу в сентябре 2016 года во Львове на открытии «Пространства синагог», на месте руин синагоги «Золотая роза». После этого наши пути пересекались в Западной Украине много раз. 

Мы были коллегами, друзьями и многим другим. Девичья фамилия матери Гриши — Могальник, она уроженка Могилёва-Подольского. Девичья фамилия моей матери должна была быть Могальник; ее отец также родился в Могилеве-Подольском в семье Могальников, но изменил фамилию на Браунштейн, когда его ветвь семьи эмигрировала в Америку в 1911 году. Мы были двоюродными братом и сестрой

Вполне логично, что Гриша похоронен на старом еврейском кладбище Острога. Он любил это место. Он практически в одиночку вернул кладбище из забвения в его нынешнее прекрасное состояние, вернув десятки надгробий с мест в городе и переустановив их, построив мемориальные стены из более мелких фрагментов мацев и ухаживая за землей. Его работы были и были благословением для наследия  Острога, украинского наследия и еврейской памяти.

Марла Осборн

григорий аршинов
Марла Осборн и Григорий Аршинов / Фото предоставлено Марлой Осборн

Василий Стрильчук, директор Краеведческого музея в Бродах (Львовская область), был знаком лично с Григорием Аршиновым и его деятельностью и поделился воспоминаниями.

Общались с Григорием не так часто, а познакомились ещё в 2017 году.

Он делал очень много. Один из успешных примеров — синагога в Остроге. Григорий прошёл этот путь и восстановил её практически из состояния руины. 

Он занимался, действительно, не только еврейским наследием. Я слышал от друзей, да и от самого Григория о его причастности ко многим проектам, например, к «Культурному Барбакану». 

Это в целом большая потеря для Украины, потому что таких успешных примеров у нас не так много.

Кроме всего прочего, Григорий был меценатов. Из разных источников я слышал, что он искал, собирал и даже выкупал предметы древности. Это был человек, который действительно много сделал для сохранения культурного наследия в Украине, не только еврейского.

Он курировал также проекты на Хмельнитчине, приезжал в Броды, интересовался синагогой. Делился идеями того, как можно было спасти синагогу на начальном этапе, вывести её из состояния руины.

Григорий был позитивным человеком, конструктивным, образованным, интеллигентом. 

О нём только положительные впечатление и воспоминания. К сожалению, теперь говорим о нём в прошедшем времени.

Василий Стрильчук

синагога острог
Синагога в Остроге / Фото Facebook: Hryhoriy Arshynov

В память о Григорие Аршинове сотни постов написали также его иностранные коллеги и друзья. С одним из них, Кристианом Германном (Christian Herrmann), другом Григория Иосифовича, фотографом и автором блога Vanished World.

Я впервые посетил родной город Гриши Острог в 2014 году. Тогда синагога была в руинах, и надежды на ее выживание не было. Еврейское кладбище уже было в хорошем состоянии, и мне стало интересно, какая инициатива за этим стоит. Может быть, через год я узнаю о деятельности Гриши в Facebook. 

Когда мы с друзьями встретились с ним в 2017 году, большая часть реставрации синагоги была уже сделана. Григорий был импозантен — высокий и сильный. И он обладал добротой тех, кто наделен уверенностью в том, что они делают. 

Многие просто смотрят вещи, Гриша хотел их активно менять. Он любил свой родной город и хотел что-то улучшить. Это то, что я бы назвал патриотизмом. Размахивать флагами и петь гимны просто. Истинный патриотизм означает брать на себя ответственность. По этому определению Григорий был патриотом. 

Он взял на себя ответственность за еврейское наследие и за весь город в качестве члена городского совета. Еврейское наследие, очевидно, было его страстью, а восстановление кладбища и синагоги — его самым большим достижением. Он чувствовал, что должен это сделать, так как никто другой этого не сделает.

Кристиан Германн

О том, что масштабы деятельности Григория Иосифовича были грандиозными отметили многие его коллеги, среди которых и Александр Назар, лидер Львовского общества еврейской культуры имени Шолом Алейхема. В комментарии для JewishNews Александр Назар рассказал:

Он приезжал во Львов. Григорий совершал грандиозную деятельность, в частности, восстанавливал синагогу. Мы тоже занимаемся своей синагогой на Угольной, но наши масштабы в разы меньше. 

Мы с ним общались, он давал советы. Кроме этого, Григорий Аршинов участвовал в проекте в Самборе по упорядочиванию еврейского кладбища, где небольшое участие принимал я. Этот проект до сих пор продолжается.

В общем чате он писал ещё в четверг (29 октября), а в воскресенье (1 ноября), пришла вот такая весть. Это очень тяжело, знаете, как холодный душ.

Ты чем-то занимаешься, что-то делаешь, планируешь, а потом в один день тебя не стало…

Вопрос в том, кто будет продолжать дело Григория Аршинова в Остроге?

Александр Назар

Hryhoriy Arshynov
Григорий Аршинов и сотрудник Rohatyn Jewish Heritage / Фото предоставлено Марлой Осборн

Григорий Аршинов действительно вдохновлял многих коллег и друзей помогать другим и сохранять историю и культуру Украины. Об этом редакции JewishNews рассказал и Сергей Марцинко, глава ОО «БЛАГЕ ДІЛО», который занимается сохранением еврейского наследия в Гусятине. Сергей Марцинко отметил в разговоре с редакцией, что Григорий Аршинов помогал не опускать руки даже в самые трудные моменты.

Очень тяжело выразить словами всё то, над чем мы работали с Григорием, насколько этот человек был пронзительным, в хорошем понимании слова. Он вдохновлял и давал толчок, чтобы тяжело трудиться в сохранении историко-культурного наследия на территории Украины.

Мы должны были создать организацию из неравнодушных людей, которые борются за сохранение наследия на территории Западной Украины. Планировали создать компанию, которая будет здесь, на месте, заниматься сохранением культурного наследия, заброшенных кладбищ, которых на территории Украины очень много. Хотели обучать людей тому, что делать, если они находят надгробные плиты… 

Это человек с большой буквы. Я просто не могу описать его одним словом, чрезвычайный человек, очень хороший. 

Я его поддерживал в тяжелое время борьбы с болезнью. Мы переписывались ещё ночью в субботу (31 октября), он мне говорил, что чувствует, что я за него молюсь, что верит, что победит болезнь и проекты будут реализованы. 
Очень грустно, неописуемая потеря для целой страны. Григорий Аршинов был тем человеком, который заходил в любой кабинет к госслужащему и находил с ним общий язык, настолько он всесторонне был развит, мог донести, что мы здесь — только гости, но мы должны заботиться об истории, сохранять её, чтобы оставить будущим поколениям напоминания о трагедии Второй мировой войны. 

Его не стало, и будто потерял половину себя…

Сергей Марцинко

С теплом отзываются о Григорие Аршинове и те люди, которые, казалось бы,не причастны к еврейской культуре, но которым Григорий Иосифович также помогал. Например, отец Витольд-Иосиф Ковалив — настоятель римско-католической парафии Успения Пресвятой Девы Марии в Остроге.

Я знаю Григория Аршинова с 1992 года, первого года независимости Украины. Затем я приехал в Острог пастором римско-католического прихода Успения Пресвятой Богородицы в Остроге. Я быстро узнал, что Григорий Аршинов возглавляет строительную компанию «Башня». В первые годы в его компании я заказал две дубовые двери для ризницы в церкви и два места в пресвитерии. 

Григорий Аршинов очень помог мне отстроить пресвитерий — не деньгами, а своей строительной бригадой. Он также работал над заменой кровельного покрытия на медное в приходской церкви в Остроге.

Он был человеком больших горизонтов, который мог видеть дальше кончика своего носа.

Несколько лет назад я призвал его заняться восстановлением синагоги в Остроге. Я обрадовался, когда он начал это делать. Мы мечтали о возрождении ешивы в Остроге. Благодаря поддержке Григория Аршинова в 2016 году в Острожской академии открылся третий в Украине Центр иудаики.

отец Витольд-Иосиф Ковалив

Григорий Аршинов был задействован в большом количестве проектов и сотрудничал с самыми разными людьми. Например, занимался сохранением еврейского кладбища в Остроге. В этом проекте он сотрудничал с гидом и переводчиком с иврита и на иврит в Западной и Центральной Украине Александром Костяницыным.

Я слышал о нём очень давно, а знал Гришу лет 8. У меня были люди с корнями из Острога, и перед тем как ехать туда, я посоветовался, с кем мне контактировать, и меня вывели, естественно, на Григория.

Этому я был безгранично рад. В Острог я приезжал несколько раз, и так завязалась наша дружба. 

С первого мгновения я увидел, что это человек с кипящей энергией, который не бросает слов на ветер, а реально делает. Впоследствии после того, как мы начали практически еженедельно общаться, я понял, что Григорий занимается не только еврейскими местами Острога, но и всей Украины, заботится о еврейском наследии.

Он — неравнодушный еврей, который понимает, насколько важно сохранить еврейскую память даже в тех местах, где уже нет евреев. 

Мне нравилась его направленность, неравнодушность. Кроме того, внутри этого достаточного жёсткого внешне человека, прятался не местечковый еврей, а такой, который может выслушать, прийти на помощь. Такая вот конфронтация внешнего и внутреннего мира. Но это был человек, который абсолютно болел своим делом. 

В течение последних нескольких месяцев Гриша присылал мне фотографии еврейского кладбища в Остроге, а я их расшифровывал, переводил на украинский, вставлял григорианские даты. Наш план был — издать каталог этого кладбища.

Александр Костяницын

Объединённая еврейская община Украины от имени еврейских общин и организаций Украины выражает соболезнования родным и близким Григория Иосифовича.

ОЕОУ запустила официальный Telegram-канал с самыми важными новостями и самыми интересными статьями. Присоединяйтесь по ссылке: https://t.me/UJCUkraine.

Цдака — основа мира

Пожертвуйте на деятельность

Объединённой еврейской

общины Украины

Поддержать