Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Интервью23 Сентября 2020, 17:49

Важные ответы на банальные вопросы. Давид Альтман о Судном дне Йом Кипур

Давид Альтман
Давид Альтман / Фото JewishNews

В преддверии Йом Кипур — Судного дня для еврейского народа редакция JewishNews подготовила эксклюзивное интервью с коэном Давидом Альтманом, который ответил на банальные вопросы о празднике, чтобы каждый смог понять его глубинный смысл. 

О том, что такое Йом Кипур, что нельзя делать в этот день, что делает коэн во время Йом Кипур и зачем евреи крутят над головой курицу — читайте в интервью с коэном Давидом Альтманом впервые на JewishNews. 


Что такое Йом Кипур, в чем его смысл?

Йом Кипур буквально переводится как «День искупления» и Вс-вышний дал народу Израиля такой подарок — раз в году проходит день прощения грехов. Каким образом это работает? Это очень интересно, потому что, действительно, если это раскаяние, то раскаиваться можно в течении всего года. Что же особенного в этот день? 

Во-первых, если в простом смысле, Вс-вышний в этот день наиболее готов принять наше раскаяние. А во-вторых, в этот день раскрывается та связь еврея со Вс-вышним, которая выше всех грехов. Даже в момент совершения какого-то неправильного поступка, какого-то греха, тем не менее, какая-то точка есть в нашей душе, которая остается связана со Вс-вышним. И вот этот уровень раскрывается нашей непосредственной связи с Б-гом, что никакие грехи не могут её затмить и заслонить.

Раскаяние — лишь путь для раскрытия этой точки. Сам день является Днём искупления, раскрытия Б-га с одной стороны и той точки нашей души, в которой мы всё время связаны с Ним.

Давид Альтман

Почему у еврейского народа Судный день происходит каждый год?

Во-первых, за год успевает накопиться достаточно много грехов. Кроме того, человек должен расти всё время. Как говорится, если сегодня как вчера, то зачем завтра? С нового этого взгляда, если человек вырос, он смотрит на своё прошлое и то, что было для него когда-то приемлемым уровнем, то, что было нормальным, хорошим поведением — это уже становится для него чем-то таким, за что можно просить прощения, потому что это сделано не в должной форме. 

Можно провести аналогию: растёт ребёнок, мы говорим: «Вот молодец! Уже заговорил», потом в каком-то возрасте он отказался от соски, потом уже самостоятельно за собой убирает. Но если мы про человека 20-ти лет скажем, что он уже отказался от соски и сам за собой убирает, это будет несколько странно. Мы подразумеваем, чтобы человек рос постоянно, и то, что вчера было достижением, сегодня уже таковым не является. Поэтому он смотрит на своё прошлое каждый раз по-новому. Поэтому Йом Кипур нужен каждый год.

Какие существуют главные запреты в Йом Кипур?

Это пять запретов: запрет еды и питья; запрет умащения всякими мазями, кремами и прочими вещами для удовольствия; запрет умывания водой (кроме обязательных ритуальных омовений, запрещено мыться и даже мыть руки без ненадобности). Также есть  запрет на ношение кожаной обуви. Это, с одной стороны, тоже отражает неудобство, а с другой стороны, кожаная обувь —  некое выражение тела, его символ, то, что связывает нас с землёй. А мы в этот день как бы поднимаемся, возвышаемся над землёй, становимся как ангелы. И пятый запрет — супружеская близость.

Как правильно провести Судный день?

Во-первых, пять запретов создают нам внешнюю канву того, что нужно делать.

Самое главное — это, действительно, раскаяние.

Давид Альтман

Мудрецы и пророки написали нам молитвы специально, чтобы подвести нас к этому раскаянию, потому что слова молитвы должны побуждать человека, размышлять, как-то пробудить его сердце. Главное — раскаяться и сделать самоанализ, что-то изменить в себе, попросить у Вс-вышнего прощения, сказать Ему, что сделал не так, и принять на будущее решение, что будешь поступать по-другому. Это самое главное. 

Давид Альтман / Фото JewishNews

Прощаются ли в этот день проступки, которые человек совершил по отношению к другому человеку? Или в Йом Кипур идёт речь только об отношениях каждого человека с Б-гом?

Сказано, что в Йом Кипур человек правильно совершил тшуву (раскаяние — прим.ред.), то прощаются грехи между человеком и Б-гом, но грехи по отношению к другому человеку не прощаются, пока не простил другой человек. Если речь идёт о каких-то имущественных вопросах, то он должен возместить весь ущерб, вернуть украденное, неправильно взятое. Если это какие-то обиды, то нужно попросить прощения, как минимум три раза. А если это какой-то раввин или родители, то просить прощения нужно неограниченное количество раз. Если даже человек умер, то нужно собрать миньян на кладбище и прямо на могиле попросить прощения у этого человека. Вс-вышний не прощает, пока другой человек не простил, потому что это не Б-га обидели, а другого человека. Соответственно, Вс-вышний не может за другого простить.

Как совместить отказ от материального в Йом Кипур с современным миром? Вдруг человеку нужно позвонить или сделать что-то по работе?

Это же вопрос приоритетов. Это не так, что человеку нужно сказать, что ему нужно позвонить или сделать что-то по работе, поэтому я... Нужно наоборот сказать: «Как же я могу сделать что-то по работе, если Йом Кипур?». Это вопрос приоритетов: что для человека важно. Если человек понимает, что с этим связана его жизнь, его приговор, что Вс-вышний определяет его судьбу в этом мире, его вечную жизнь, я думаю, что он правильно расставит приоритеты.

Привержены ли светские евреи соблюдать Йом Кипур?

Йом Кипур — это такой уникальный день, который затрагивает всех. Это, наверное, потому, как я говорил в самом начале, что раскрывается точка, где еврей всегда связан со Вс-вышним.

Давид Альтман

Даже если внешне кажется, что он полностью отдалён, ничего не соблюдает, то тем не менее, какая-то точка связи всё равно присутствует. Поэтому светские евреи массово приходят в Йом Кипур. Но важно, чтобы это не было так, что «Окей, я буду весь год грешить, а в Йом Кипур попрошу прощения». Это так не работает. Если человек пользуется Йом Кипуром, как инструментом для дальнейших грехов, то в Судный день не будут прощаться эти грехи. Должно быть искреннее раскаяние и искренний диалог с Б-гом. 

Многие знают про обряд, когда евреи крутят над головой курицу — Капарот. Зачем его совершают? В чем его разница от «Ташлих»? 

Обряд Капарот (Капара по созвучию с Йом Кипур) — это некая символика того, что человеку за его грехи перед Царём Царей, перед Вс-вышним, ему полагалась бы, не дай Б-г, смерть. Но Вс-вышний в своём милосердии даёт ему шанс. Тем не менее, есть такое понятие, что ангел-обвинитель всё равно требует, обвиняет человека. И, если можно так сказать, какую-то «подачку», ему Вс-вышний переводит, даёт искупление человеку через курицу. Вот так нужно понимать этот обряд. 

Капарот / Фото из открытых источников

Капарот и «Ташлих» — это разные обряды. В Рош а-Шана (когда проводится «Ташлих» — прим. ред.) идёт речь о сокрытии грехом — мы о них подробно не говорим, мы их скрываем. Проводим «Ташлих» — как бы выбрасываем грехи в пучину морскую.

А в Йом Кипур наоборот, открыто говорим о грехах, раскрываем всю нашу подноготную и просим прощения у Вс-вышнего, что Он в милосердии своём дал ангелу-обвинителю «подачку», а нам дал ещё один шанс исправиться. 

Давид Альтман

Какие еще обряды проводят перед Йом Кипур? 

Канун Йом Кипур — это тоже очень важный день. В Торе написано, что есть заповедь кушать в этот день, это заповеданная трапеза. Нужно сделать хотя бы две трапезы, например, одну можно утром. Также есть сеуда мафсекет — разделяющая трапеза перед самим Йом Кипуром. 

Очень важно окунуться в микву — это некое очищение, подготовка к этому святому дню, чтобы предстать перед Вс-вышним чистым. 

Есть ещё малкот — обряд, во время которого еврея символически бьют подобием ремня, намекая на то, что если ему с Неба полагаются какие-то удары, наказания, то пусть они будут вот такими, человек их принимает таким образом. 

Это основные обычаи перед Йом Кипуром. Есть еще обычай взять лейках — сладкий пирог. Это нужно не только для того, чтобы была сладость года, но и потому что, протягивая руку за куском пирога, мы как бы вышли из приговора быть неимущими: мы протянули руку и получили сладкий пирог.

Кто такой коэн и какова его роль во время Йом Кипур? 

Коэн в Йом Кипур благословляет народ молитвой «Мусаф», как и во все остальные праздники. А вот первосвященник в Храме имел особенную роль, весь день был связан с ним, он был главным героем этого дня, главным действующим лицом. Первосвященник приносил все жертвы, совершал всю работу в Храме, в том числе заходил в святая святых, где просил милосердия за весь народ Израиля. Он исповедовался на жертвах за себя, за всех коэнов, и потом за весь народ. 

Первосвященник был как некий посланник от всего народа Израиля, у него была главенствующая роль в течение Йом Кипура. 

Сейчас у нас нет Храма, и в молитве «Мусаф» мы читаем о служении первосвященник в Йом Кипур.

Означает ли Йом Кипур, что можно весь год грешить, а потом в последний момент раскаяться перед Вс-вышним?

Как я уже сказал, если человек использует Йом Кипур как средство или инструмент для греха, то такому человеку не прощается.

Вс-вышний не любит такие игры, Вс-вышний любит честного человека.

Давид Альтман

Даже если он грешит, но честно, он говорит Вс-вышнему: «Да, я согрешил. Я попытаюсь исправиться, я буду лучше». А если он заранее говорит, что будет Йом Кипур и все его грехи спишутся, то так это не работает. 

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю