Хасидизм — это на самом деле внутренность Торы. Рассказывает раввин Эрентрой - Jewish News
Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Интервью02 Декабря 2020, 10:12

Хасидизм — это на самом деле внутренность Торы. Рассказывает раввин Эрентрой

раввин Эрентрой

19 Кислева (5 декабря по григорианскому календарю в 2020 году) наступает Новый год хасидизма — особый праздник, отмечаемый любавичскими хасидами (ХаБаД). 

О смысле, значении и важности наступающего праздника в интервью для JewishNews рассказывает раввин Нохум а-Коэн Эрентрой — лидер еврейской общины Запорожья.


В еврейской традиции существует как минимум 4 новых года. Почему хасиды ХаБаД отмечают ещё один Новый год? С чем это связано?

На самом деле, можно сказать, что существует «новый год» каждый день. Талмуд (трактат Рош-А-Шана 16А) говорит, что над человеком идёт суд каждый день. В начале года (1 Тишрея) Вс-вышний решает общую судьбу каждого человека, затем, каждый день снова решается сколько благ он получит в этот день, согласно его поступкам.

Раскрою небольшой секрет, праздник освобождения, 19 Кислева, стал называться новым годом только после того, как 5-й Любавичский Ребе — Рабби Шолом Дов Бер, назвал его таким.

Этот праздник, отмечаемый 19 Кислева, ещё называют Праздником Избавления. От чего же избавились хасиды?

Говоря об исторической важности этого дня, нужно немного вспомнить о периоде, в который все происходило: в те дни, хотя движение хасидизма усилилось, сопротивление хасидизму возросло в различных кругах. Это сопротивление не только не ослабло после смерти Виленского Гаона, но продолжалось и усиливалось и даже становилось все более резким и суровым с каждым днем. Донос на Альтер Ребе (Рабби Шнеур Залмана из Ляд — основателя хасидизма ХаБаД), хотя и был личным поступком, тем не менее выражал обострение духовной борьбы, которая достигла таких способов противоборства. 

Таким образом, суд над Альтер Ребе был судом над всеми хасидами не только с точки зрения выдвинутых против него обвинений, но и с точки зрения последствий, которые могли возникнуть в результате его обвинения. Оправдание Альтер Ребе означало оправдание всего движения хасидизма, разбив все обвинения брошенные на него и на движение.

Освобождение Альтер Ребе из заключения 19 Кислева можно фактически рассматривать как конец великого спора против хасидизма. Активная война и попытки вывести хасидов из общества еврейского народа были эффективно остановлены. С точки зрения истории, день избавления Альтер Ребе — это день полного открытия пути хасидизму, который с тех пор сильно увеличился, распространился и охватил тысячи и десятки тысяч людей. 

Этот день по праву является «Рош а-Шана для хасидизма». Днём, когда начался период роста и распространения хасидизма, когда исчезли ненависть и активная война, когда даже те, кто не принадлежит к хасидам, больше не противостоят ему, а относятся с уважением, как к одному из течений еврейского общества, из которого состоит еврейский народ.

Раввин Нохум а-Коэн Эрентрой

Почему именно этот день освобождения Алтер Ребе из тюрьмы стал Новым годом хасидизма? Ведь Алтер Ребе освобождался несколько раз.

Внутренняя основа разногласий заключалась в том, в какой степени допустимо и даже правильно публиковать и раскрывать методы хасидизма среди еврейского народа, не различия между великими праведниками, учеными и простыми евреями. Опасение заключалось в том, что массовое распространение учений Бааль Шем Това (основателя хасидизма) приведёт к пренебрежению в изучении Торы и выполнении заповедей.

Приговор являлся фундаментальным вопросом, который следовало бы обсудить: достойно ли действительно поколение получить эти откровения? Является ли открытие хасидизма инструментом для духовного поднятия, или же поколение не было достойно этого, и открытие, не пришедшее в своё время и место, принесло бы больше вреда, чем пользы?

Небесные приговоры не сохраняются только в высших мирах, а раскрываются также и в нашем мире. И, как и другие проявления на небесах, они также спускаются по цепочке нисхождения, шаг за шагом, и от мира к миру, и когда суждение достигает своего самого низкого уровня, оно открывается нашему миру.

Духовный приговор против хасидов, абстрактный страх, что ещё не пришло время для распространения учения хасидизма, и рассуждение о том, ведёт ли хасидизм к духовному прогрессу — всё это спускалось шаг за шагом, пока не достигло самого критического уровня. И суд состоялся в царской России.

И всё же этот приговор по своей внутренней сущности был высшим судом про хасидов, и оправдание Альтер Ребе, являлось отголоском высшего приговора, в котором хасидизм был оправдан в Верховном суде, и решение суда здесь было лишь материальным выражением решения Небесного суда.

Раввин Нохум а-Коэн Эрентрой

Не только в основных положениях идей, но и в выражении в жизни последователей повсюду и во все времена.

Что особенного происходит в Новый год хасидизма сейчас? Каких традиций придерживаются еврейские общины в мире и Украине?

В новый год хасидизма каждый год завершают цикл изучения двух книг, которых принято учить ежедневно, в течение года. Речь идет о книге «Тания», которую написал Альтер Ребе, и книге «Айом-Йом», написанной 7-ым Любавичским Ребе.

Также в этот день принято устраивать застолье — «фарбренген», и принять на себя исполнить хорошее решения.

Еще один обычай среди хасидов, это разделить изучение Талмуда среди всех членов общины. Таким образом каждая община завершает весь Талмуд в течение года.

В нашей общине, как и в других общинах Украины, как правило, устраивают мероприятие в честь этого дня. К сожалению, в этом году, в связи с ростом заболеваемости COVID-19, скорее всего эти мероприятия будут проходить в онлайн-режиме, где смогут одновременно объединиться все евреи Украины и мира. Но все равно мы надеемся, что Б-г услышит наши молитвы, и мы сможем собраться вместе со всеми евреями вживую, и конечно лучше всего вместе с Мошиахом, скорее, сейчас.
 
Говорят ли хасиды какие-то пожелания в этот день друг другу? 

Принято желать «Хорошей записи и печати в изучении хасидизма и в путей хасидизма».

Ведь хасидизм есть на самом деле внутренность Торы, и тот самый заряд энергии, который способствует тому,  чтобы изучение Торы и исполнение заповедей не было чисто «машинальным» действием, а полным смысла, разума и главное — чувства.

Раввин Нохум а-Коэн Эрентрой

Вы один из немногих раввинов в Украине, который является коэном. В вот такие чисто хасидские праздники сейчас у коэна есть какая-то роль?

Действие коэнов — священников, которые служили в храме, заключалось в выполнении различных задач и заповедей в храме. Также особое назначение коэнов — благословлять еврейский народ. Хасидизм не добавил ничего нового в Тору, а лишь раскрыл ее внутренность, соответственно в этот праздник нет каких то особых ролей для коэнов. Однако эти дни являются очень особыми, чтобы получить и давать благословения друг другу. 

Пользуясь случаем, я хотел бы благословить всех, и в частности евреев Украины, чтобы Б-г дал нам много здоровья, пропитания, счастья и очень много радости и добра! И конечно хорошей записи и печати в изучении хасидизма и в путей хасидизма!

Раввин Нохум а-Коэн Эрентрой

Цдака — основа мира

Пожертвуйте на деятельность

Объединённой еврейской

общины Украины

Поддержать