Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Интервью22 Июня 2020, 10:34

Я ничего нового не изобрел, но был смелее других — основатель Luxury Judaica Давид Ройтман

Давид Ройтман
Давид Ройтман / Фото из открытых источников

В рамках нового YouTube-проекта под названием «В чём дело?» еврейский общественный деятель Симан Тов (Леван) Баазов общается с известными евреями на разные темы. 

Первым гостем проекта стал известный в мире еврейской моды дизайнер и основатель Luxury Judaica, уроженец Одессы Давид Ройтман. В интервью он расскажет о творческом пути, службе в ЦАХАЛ, теплице стартапов в Одессе и воспитании детей.

Редакция JewishNews публикует краткую выдержку из интервью в рамках проекта «В чём дело?», который выходит при поддержке раввина Меира Цви Стамблера. 


Luxury Judaica от Давида Ройтмана — это сегодня бренд. Что за ним стоит? Какая миссия, какие ценности несет этот бренд?

Во-первых, за этим брендом стоит следующая философия. Евреи на протяжении тысячелетий стеснялись своего происхождения и по некоторым причинам, вполне объективным, вынуждены были скрывать любое свое национальное выделение внешнее — кипы, талиты, тфилины и любые другие атрибуты, включая цицит. Это просто могло быть опасно для жизни или было некомфортно, с чем все знакомы. 

Ситуации, когда евреи могут свободно передвигаться и выражать свои религиозные чаяния повсеместно, наверное всего 30 лет. Вот эта революция в сознании прошла, а в поведении — нет. То есть, мы уже открыто говорим, что мы ходим в синагогу в Москве, Киеве, Одессе, но чтобы нас это побудило еще и внешне это как-то подчеркнуть, как мы это делаем покупая дорогую машину Ferrari, подчеркивая свой статус и финансовое положение, — в еврейский мир это не дошло. 

Я был первым, как говорится, кто поднял эту перчатку. Я ничего нового не изобрел, просто, может быть, я был смелее других, которые об этом думали и говорили, но так никогда и не решились. Как часто это в жизни бывает, кто-то должен прийти и сделать. 

Я не считаю, что человек в красивой кипе будет лучше молиться Б-гу, лучше знать Талмуд или еврейское законодательство. Меня часто спрашивают: «Кто же ваши клиенты? Кто покупает кипу за тысячу, а то и полторы тысячи долларов?» Это люди, которым важно выглядеть хорошо и подбирать аксессуары. Мы им дали возможность не ущемлять еврейский мир. 

Давид Ройтман

Основатель Luxury Judaica

Как вообще рождаются идеи? Вдохновение — это помощь свыше? 

Мне очень часто задают этот вопрос. Вы знаете, я когда-то смеялся над тем, что художники, например, импрессионисты, уезжали в Прованс для того, чтобы на них снизошло вдохновение. Мне казалось, что это какая-то бессмыслица, но на самом деле так оно и работает. 

Нет объяснения почему и когда я что-то рисую. Более того, бывает, что у меня появляется какая-то идея, я хочу ее нарисовать и проходит две-три недели пока меня озарит, как это должно работать. 

Если бы я брался за легкие вещи, мне было бы не интересно. Это совершенно однозначно. А то, что всем в очередной раз кажется чем-то невозможным, — меня только подстегивает. 

Давид Ройтман

Основатель Luxury Judaica

Немножко нескромно так говорить, но у меня нет другого объяснения, кроме как помощи свыше. Я не могу себе объяснить, почему я два месяца обдумывал, как мне нарисовать макет сукки-лего, а нарисовал его за пять минут. 

Где вы научились реализовывать свои идеи? 

Я думаю, что самому важному, я научился в израильском спецназе, потому что, когда тебя учат разработать и подготовить, провести спецоперацию по поимке и уничтожению террориста, фактически ты проходишь все те же этапы и процессы, что и в создании бизнеса. Ты формулируешь перед собой задачу: что ты хочешь сделать. Потом ты начинаешь сбор информации: как туда пройти, кто друзья террориста, кто его соседи, где он может спрятаться, если сбежит, когда ты придешь.

Ты начинаешь изучать, как добраться до этой цели (пешком, на машине, на вертолете, на лодке, с аквалангом), разрабатываешь план того, как ты герметически закроешь этот дом, чтобы он [террорист] не убежал, как возьмешь его живьем, как ты его вывезешь, не потеряв членов команды, в безопасное место и доставишь на военную базу. Какое снаряжение ты будешь использовать, как построишь маршрут, подготовиться, построить модель дома, где находится террорист…

Довести все до уровня автоматизма, потому что думающий солдат в бою — мертвый солдат. 

Так вот в бизнесе все практически то же самое. Разница только в том, что цена ошибки в бизнесе — это потеря денег, а цена ошибки в спецназе — это потеря жизни, ладно, твоей, — жизни твоих солдат. И из-за этого ты еще больше сил и концентрации тратишь на подготовку и проведение операции. 

Одна из вещей самых важных, которой учат в спецназе, — это то, что все ограничения у тебя в голове. 

Давид Ройтман

Основатель Luxury Judaica

Все это возможно. Есть предел, но он где-то там очень далеко. Я всегда сотрудникам, когда нам что-то сложно сделать, говорю: «Послушайте! Если люди запустили ракету в космос и сделали Iphone, уж эту кипу мы как-нибудь сошьем». 

Напомним, что пожертвовать на деятельность Объединённой еврейской общины Украины стало возможно онлайн

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю