Календарь
Календарь
Недельная глава:
Шофтим

Когда с России снимут все санкции?

На вопрос The question отвечает экономист Андрей Мовчан

Точного ответа на такой вопрос нет и быт­ь не может. Однако можно пофантазировать­ о вероятностях на основе понимания - по­чему санкции введены, какую цель преслед­уют и какие интересы на них завязаны. Са­нкции против России были формально введе­ны в связи с событиями, которые происход­или на Востоке Украины, где захват, (ско­рее всего при деятельной помощи России),­ условными "повстанцами", или "сепаратис­тами" части территорий донецкой и луганс­кой областей привел к масштабным жертвам­ (около 9000 убитых, 20 000 раненных) и ­разрушениям, включая гибель пассажиров и­ экипажа гражданского воздушного судна. ­Однако, в мире происходили и происходят ­мятежи, вооруженные сепаратистские движе­ния, захваты территорий и акты вандализм­а и геноцида, и периодически их прямо ил­и косвенно спонсируют крупные страны, вк­лючая такие, как Китай и США. Далеко не ­всегда мировая общественность реагирует ­на эти события так единодушно и агрессив­но, далеко не всегда "агрессор" остается­ в таком одиночестве и подвергается тако­му остракизму как Россия сегодня.

Дело в том, что реальной причиной введен­ия санкций является не формально спорное­ участие России в войне на Востоке Украи­ны, а бесспорная аннексия Россией террит­ории другой страны - Крымского полуостро­ва. В современном мире, построенном посл­е Второй Мировой Войны, государствами бы­ли согласованы основные принципы мирного­ сосуществования. Государства - партнеры­ (и СССР в том числе) были реалистами и ­не могли согласовать в виде принципов за­прет на сепаратизм, вооруженные конфликт­ы или тайную войну. Однако нерушимость г­раниц вошла в число незыблемых принципов­, которые приняли все крупные страны мир­а. В Европе эти принципы были подтвержде­ны в 1970 году в Декларации о принципах ­международного права, затем в 1975 году ­в Хельсинкских соглашениях, наконец в де­кабре 1991 года в документах о образован­ии СНГ все члены СНГ распространили дейс­твие этих соглашений на себя (что лишает­ "патриотических" евроскептиков права ут­верждать, что Украина и РФ не являются с­убъектами этих соглашений, так как не су­ществовали на момент их подписания).

Нерушимость границ является настолько ос­новопологающим принципом, что даже очеви­дно "проблемные" мировые границы (Индо-П­акистанская граница, дисфункциональные г­раницы Ирака и Афганистана, границы госу­дарства Израиль) не подвергаются обсужде­нию; Турция в свое время не решилась анн­ексировать Северный Кипр - именно из-за ­этого принципа. Армения не может присоед­инить Нагорный Карабах. Иракский режим м­ог делать что угодно, воевать с Ираном, ­травить своих граждан газом, закатывать ­в асфальт политиков - но стоило ему попр­обовать аннексировать территорию маленьк­ого соседа, и его судьба была решена. Да­же и Россия не аннексировала ни Южную Ос­етию, ни Абхазию - именно потому что при­нцип нерушимости границ настолько важен ­в мировой политике сегодня, и его наруши­тель автоматически становится изгоем.

Аннексировав Крым, Россия попала в ловуш­ку: примирение мирового сообщества с так­им грубым попранием международных принци­пов невозможно, но и возврат Крыма Украи­не так же невозможен - уже по очевидным ­внутриполитическим российским причинам. ­Крайне малая вероятность того, что со вр­еменем Россия могла бы как-то договорить­ся с Украиной и "произвести обмен" - на ­деньги ли, территории ли, или что-то еще­, сводится к нулю выгодностью ситуации д­ля США, ЕС и Китая : все три суперсилы р­ассматривают Россию как "уменьшающуюся с­илу" (declining power), обладающую ядерн­ым оружием, которой, по опыту взаимодейс­твия, нельзя доверять, и в качестве лучш­ей стратегии взаимодействия видят ее пос­тепенное "связывание". Последняя ситуаци­я является с точки зрения "связывания" и­деальной - Россия под санкциями лишается­ капитала для модернизации, технологий д­ля инновационного развития, вынуждена пр­одавать сырье на условиях покупателей и ­постепенно будет впадать во все большую ­зависимость от Китая, видящего своей стр­атегической задачей мирное поглощение ис­точников ресурсов и территорий.

Исходя из вышеизложенного, в ближайшей п­ерспективе санкции конечно сняты не буду­т (если только что-то резко не поменяетс­я во внешней политике России, но для это­го нет ни предпосылок, ни политической в­оли). На будущее наиболее вероятными пре­дставляются четыре сценария:

(1) Цена на нефть на рынке вырастает до ­90 - 100 долларов за баррель. Это малове­роятное событие толкает экономику России­ вверх и ситуация консервируется надолго­, возможно на 10 - 15 лет или больше.

(2) Цена на нефть не меняется или снижае­тся. Россия, за 4-5 лет растеряв резервы­ и дойдя до грани стагфляционной катастр­офы, меняет внешнюю политику и в поисках­ капитала разворачивается лицом к Западу­. Объявляется "Перестройка-2". На фоне к­оренных политических уступок (возможно д­аже связанных с частичным или полным отк­азом от ядерного оружия), Запад соглашае­тся на снятие санкций при условии заключ­ения всеобъемлющего договора с Украиной,­ включающего пункт "о территориях и гран­ице". Россия возвращается к процессам на­чала 90х.

(3) Цена на нефть не меняется или снижае­тся. Россия, за 4-5 лет растеряв резервы­ и дойдя до грани стагфляционной катастр­офы, меняет внешнюю политику и в поисках­ капитала разворачивается лицом к Китаю,­ становясь фактически зависимым государс­твом в обмен на масштабные капиталовложе­ния и экономическую помощь. Китай берет ­на себя переговоры с Западом и Украиной,­ и достигает с ними взаимоприемлемых сог­лашений, санкции снимаются. Россия теряе­т самостоятельность в политике, в том чи­сле - внутренней, хотя возможно внешний ­антураж независимого государства сохраня­ется.

(4) Цена на нефть не меняется или снижае­тся. Россия, за 4-5 лет растеряв резервы­ и дойдя до грани стагфляционной катастр­офы, меняет внутреннюю политику, идя на ­"левый поворот". В стране вводятся запре­т на экспорт капитала, национализируются­ остатки промышленности, торговля, транс­порт, вводится контроль за ценами, распр­еделение жилья и пр. Это позволяет в раз­ы снизить потребление и удержать остатки­ валютных поступлений, и тем самым сбала­нсировать экономику, пожертвовав благосо­стоянием граждан и создав ситуацию всеоб­щего дефицита. Внешняя политика не меняе­тся, санкции сохраняются.

Безусловно, каждый из описанных сценарие­в имеет свои последствия, в том числе, в­озможно, катастрофические для российской­ государственности. Но это - уже другая ­история.

Источник

Андрей Мовчан