День влюбленных евреев и сломанных топоров - Jewish News
Календарь
Календарь
Недельная глава:
Мецора

День влюбленных евреев и сломанных топоров

Ту би-ав — 15 ава

В последнее десятилетие на просторах бывшего Советского Союза получил признание праздник из западнохристианской традиции, т.н. Валентинов день. Все больше и больше людей назначают решительные признания в любви именно на этот день, надеясь, что «покровитель всех влюбленных» поможет им завоевать сердце своей симпатии. Не обошло это поветрие и евреев, оторванных от своих традиций, которые шлют друг другу «валентинки», заявляя, что не видят в этом ничего дурного и вообще, очень жаль, что у нас ведь такого нет.

Но… если копнуть поглубже, то, как обычно, выясниться, что у евреев давным-давно существует аналогичный праздник. Давным-давно — это примерно на 1500 лет раньше… И называется этот праздник Ту би-ав — 15 ава.

В древности существовал обычай, согласно которому еврейские девушки выходили танцевать в виноградники Иерусалима, а юноши любовались их танцами и присматривали себе подходящую пару. Как сказано в Талмуде «каждый, у кого не было жены, приходил сюда». Самый известный из таких случаев выбора жен описан в Танахе, в книге Судей.

Чтобы бедные девушки, не имевшие красивой одежды, не стеснялись этого и дабы богатство ее родителей не влияло на выбор юноши, было принято, чтобы девушки менялись платьями. В результате никто не испытывал стыда за небогатый наряд, да и выбирать невесту по красоте платья было рискованно — кто знает, кому это платье принадлежит в действительности.

Вот так оно было. Кстати, и по сей день очень многие стараются поставить хупу (то есть сочетаться браком) именно 15 ава. Говорят, удачный день для влюбленных.

ДЕНЬ, КОГДА ЛОМАЛИ ТОПОРЫ

А вот еще одна традиция этого дня. Пока молодежь присматривалась друг к другу, у евреев постарше было свое занятие: 15 ава завершалась подготовка топлива для службы в Храме. Дело в том, что 15 ава было последним днем лета, дальше начиналось повышение влажности воздуха, древесина начинала размягчаться и в ней могли появиться червячки. Использовать для жертвоприношений дрова с некошерным содержимым было нехорошо, поэтому 15 ава было последним днем, когда рубили дрова для будущих храмовых жертв.

Окончание рубки дров завершалось разламыванием топоров. Это не был акт бессмысленного вандализма или проявление широкой еврейской души а-ля битье посуды и ресторанных зеркал. Наоборот, еврейские мудрецы говорят, что, ломая топоры, люди выражали главнейшую цель Храма

Как? Давайте вспомним, что говорит Всевышний.

«А когда ты Мне будешь делать жертвенник из камней, не клади их обтесанными, дабы не занес ты над ними железо и не осквернил их» (книга «Шмот» (в синодальном переводе — книга «Исход», 20:22) и «Не поднимай на них железо… из цельных камней построй жертвенник Б-гу» (Дварим (Второзаконие), 27:5,6).

Получается, что если какое-либо железное орудие лишь касалось камня, то камень этот считался непригодным для жертвенника. Еврейские мудрецы объясняют это так: «Железо было создано, чтобы укорачивать человеческую жизнь, а жертвенник был создан, чтобы продлевать человеческую жизнь, поэтому не подобает, чтобы то, что укорачивает, касалось того, что удлиняет». То есть железом, из которого делали орудия смерти и разрушения, нельзя было пользоваться при создании жертвенника, призванного принести человеку вечный мир и согласие.

Ну и раз использовать те же топоры целям полностью противоположным целям служения жертвенника и Храма неприемлемо, то поэтому и ломали топоры, служившие Храму. Чтобы, не дай Б-г, не воспользоваться ими по их прямому предназначению.

Болеслав Капулкин
Добавьте JewishNews в избранные источники - Google News
подписаться