Календарь
Календарь
Недельная глава:
Хаазину

Голова года

Все, что нужно знать про еврейский новый год

У евреев летоисчисление ведется с момента основания мира и в ближайшие дни мир вступит в 5778 год существования, причем новогодний праздник соответствует шестому дню Творения, когда был создан первый человек — Адам.

Название Рош Ашана переводится с иврита как «голова года» и празднуется два дня подряд, первого и второго числа еврейского месяца тишрЕй. Поскольку еврейский календарь — лунно-солнечный, то даты в нем немного «плавают» относительно привычного нам календаря. В этом году 1 и 2 тишрЕя придется на 21 и 22 сентября (нужно помнить, что у евреев день начинается с вечера предыдущего дня, так что новогодние празднования начнутся вечером 20 сентября).

Но Рош Ашана – это не просто старт нового календарного сезона. Это еще и День Суда над всеми обитателями Вселенной. В этот день определяется, что произойдет с человеком в течение наступающего года. Еврейские мудрецы говорили: «Три книги открывает Б-г в Рош Ашана: одну для злодеев, другую для праведников и третью для обычных людей. Праведникам немедленно подписывают и скрепляют печатью решение о продлении жизни, злодеям – смертный приговор, а дела всех остальных людей откладываются до Йом КипУра. Раскаявшихся ожидает жизнь, нераскаявшихся – смерть». Причем в Рош Ашана не определяется попадет ли человек в рай или же в ад, а только его судьба в этом мире и на этот год.

Накануне праздника принято просить другу у друга прощения за все обиды нанесены даже случайно в прошлом году.

Традиционно евреи начинают отмечать праздник в синагоге, где после вечерней молитвы говорят друг другу «ЛешАна товА тикатЕв ветехатЕм!» то есть «Желаю тебе, чтобы Всевышний записал в Книгу Жизни, что у тебя будет счастливый год и скрепил эту запись печатью!».

После этого все расходятся по домам, где их ждет праздничная трапеза с традиционными символическими блюдами. В этот вечер едят сладкие яблоки, которые окунают в мед (чтобы год был сладким) и рыбью голову (чтобы в этом году быть как голова, а не хвост). Так же желательно, чтобы на столе стояло как можно больше сладостей и ничего соленого, кислого и острого.

В каждый из двух дней евреи собираются в синагоге чтобы послушать звук шофАра — бараньего рога, чей резкий трепещущий звук должен пробудить в сердцах раскаяние.

В один из дней праздника (обычно в первый) совершают церемонию «ташлих». Для этого спускаются к какому-либо водоему – реке, озеру, морю (туда, где живет рыба, хоть к аквариуму, но приятнее все-таки к морю) и стряхивают края одежды, как бы сбрасывая грехи в воду. Этот обычай подтверждается словами пророка Нехемии: «Вытряхнул я полы свои и сказал: «Так вытряхнет Б-г каждого». Тем самым, как бы показываем всем, что избавляемся от груза и тяжести всех своих грехов и дурных поступков. Это церемония «облегчения совести» называется «ташлих», что значит «ты сбросишь», а позаимствовано название из предсказаний пророка Михи: «И ты сбросишь все наши грехи на дно самого глубокого моря».

Первые десять дней месяца тишрей особенные и называются на иврите «Ямим нораИм» — «Дни трепета» или «Грозные дни». Ничего общего с «Днями окаянными» Бунина здесь нет. «Грозные дни» («ямим нораим» на иврите), они же «Дни трепета», они же «Десять дней раскаяния» — это период от праздника Рош ѓа-Шана до Йом Кипура. А название этих дней напоминают человеку об их значении – это время между двумя днями суда, между Рош ѓа-Шана, когда выносится приговор, и Йом Кипуром, когда на вынесенном приговоре ставят печать.

Ну а на следующий после праздника день евреи постятся (Пост Гедальи). Пост был установлен мудрецами после смерти Гедальи, сына Ахикама, последнего правителя Иудеи, убитого Ишмаэлем, сыном Нетаньи. Вообще-то Гедалья был убит второго (или первого) тишрея, но поскольку в праздник нельзя поститься, то пост начинается после Рош ѓа-Шана.

Пост продолжается от восхода солнца до появления первых звезд, и все это время воздерживаются от любых еды и питья.

Кстати, если следующий после Рош-Ашана день приходится на субботу (как в этом году), то пост переносится на воскресенье. В этом году пост пройдет 24 сентября с 05.17 утра до 19.21 вечера.

Ниже, в качестве бонуса предлагаем вам краткий обзор некоторых событий, случавшихся в разные годы существования мира 1, 2 и 3 числа еврейского месяца тишрей.

1 тишрея 1 года (3760 до н.э.) - Шестой день Творения. Создание Адама и Хавы (Евы). Первое грехопадение.

В этот день были созданы все земные животные. В этот же день по образу и подобию Б-жьему был создан первый человек Адам (еврейская традиция (точнее, каббала) различает двух Адамов: Адам ѓа-Ришон - “Первый Адам (т.е. до создания Хавы)” и просто Адам) а из его ребра была создана его супруга и спутница Хава (Ева). Люди получили благословение-пожелание: “Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте ее, и властвуйте над рыбой морской и над птицей небесной, и над всяким животным, что ползает по земле!"

Вот примерная хронология событий этого дня:

В первый час этого дня у Всевышнего созрело решение, во втором часу Он совещался с ангелами, на третьем - собрал прах, из которого было создано тело Адама. В четвертом часу Он очертил его контур, в пятый создал его ткани, а в шестом часу Он придал Адаму форму и поставил его на ноги. В седьмом Он вдохнул в него душу, в восьмом ввел его в Ган-Эден (рай), в девятом наложил запрет на плоды древа познания. Увы, но в десятом часу Адам нарушил этот запрет, за что в одиннадцатом часу был судим, а в двенадцатом - прощен Всевышним. Собственно, за проявленное самоволие и неисполнение приказа всевышнего Адам и Хава должны были быть немедленно изгнаны из райского сада, но Всевышний пожалел их и оставил в раю на время седьмого дня, т.е. субботы.

Кстати, плод Дерева Познания Добра и Зла был чем угодно (есть четыре мнения по этому поводу) но точно не яблоком.

Пребывая в райском саду Адам не отдыхал, а работал и работа его заключалась в уходе за садом. Конечно никаких сапок, секаторов и распылителей диоксинов Адам не использовал. Он просто молился и просил Всевышнего, чтобы тот посылал дождь в нужное время и нужное место сада и чтобы Он благословил грядущий урожай. Просил — цвело. не просил — все приходило в запустение. Вот таким было садово-парковое искусство первого дня Творения.

1 тишрея 1565 года (2105 год до н.э.) — Третий вылет голубя из Ноева ковчега.

На 307-й день Потопа Ноах в третий раз выпустил голубя из ковчега (два прежних полета см. 17 и 23 элула). Голубь не вернулся (это был не почтовый голубь) и Ноах понял, что воды Потопа отступили и земля начала подсыхать. В этот же день Ноах снял крышу ковчега, но и сам Ноах с семьей и все прочие обитатели ковчега оставались на нем еще 57 дней, до 27 хешвана, пока они не убедились, что поверхность Земли высохла окончательно и когда Всевышний скомандовал им выйти из ковчега и начать снова заселение земли.

1 тишрея 2084 года (1677 год до н.э.) — Связывание Ицхака.

1 тишрея 2084 года (1677 год до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) жены Авраама и матери Ицхака Сары.

Это было последним, десятым по счету, испытанием Авраама — согласно указанию Всевышнего он должен был принести в жертву своего любимого сына Ицхака. Авраам послушался всевышнего и отвел Ицхака на гору Мория (Храмовая гора в Иерусалиме), где связал его и положил на жертвенник. Однако Всевышний, увидев, что Авраам готов идти до конца, в исполнении его указаний, проявил милосердие и отменил указ. А вместо Ицхака в жертву был принесен оказавшийся рядышком баран (традиция гласит, что он был создан на исходе шестого дня Творения, специально для этой цели).

В тот же день, в возрасте 127 лет ушла из этого мира жена Авраама и мама Ицхака — Сара, входящая в число трех праматерей еврейского народа. Традиция гласит, что умерла она от того, что ей явился Сатан (сатана) и объявил, что ее Авраам повел Ицхака для принесения его жертву, но жертвоприношение не состоялось. Сара, решив, что Ицхак просто оказался недостоин (жертва — хлебная, плодовая, мясная должна соответствовать весьма строгим требованиям чистоты), очень огорчилась и умерла от разрыва сердца. Похоронена она была в Хавроне, в пещере Махпела, там же, где покоятся Адам, Хава, Авраам, Ицхак и его жена Ривка, Яаков и его жена Лея.

1 тишрея 2229 года (1532 год до н.э.) — Йосеф вышел из темницы.

После 12 лет заключения младший сын Яакова, Йосеф, вышел из египетской темницы, куда он был заключен по ложному обвинению. С этого момента началась его головокружительная карьера, приведшая его к второму по значимости посту в государстве.

1 тишрея 5684 года (11 сентября 1923 года) — Начата традиция даф йоми — ежедневного изучения одного листа Талмуда.

Даф йоми (“ежедневный лист” (иврит, на идиш — блат Геморэ) — предложенный рабби Меиром Шапиро из Люблина порядок изучения Талмуда, при котором все евреи в мире ежедневно изучают одну и ту же страницу талмуда. На изучение каждой страницы отводится один день и в таком темпе все 2711 страниц Талмуда “проходят” за 7 лет и 5 месяцев. Начато изучение было 1 тишрея 5684 года.29 сентября 1997 года был завершен 10-й цикл изучения, 2 марта 2005 года завершили 11-й цикл, а идущий сейчас 12-й цикл завершится 2 августа 2012 года.

2 тишрея 1 года (3760 год до н.э.) — Седьмой день Творения.

Это был первый шаббат в мировой истории и единственный, на сегодняшний момент, шаббат, который люди провели в раю. Этим днем закончились семь дней Творения (их было именно семь, а не шесть, как ошибочно думают многие).

2 тишрея (по другим данным - 1 тишрея) 3339 года (422 год до н. э.) - гибель Гедалии бен Ахикама.

Когда вавилонский правитель Навухаднецар (Навуходоносор) разрушил Храм и изгнал евреев в Вавилонию, он позволил незначительной части населения остаться в стране и поставил над ними в качестве наместника Гедальягу, сына Ахикама, потомка царя Давида. Узнав об этом, евреи, жившие в Моаве, Аммоне, Эдоме и других странах, вернулись в Израиль и занялись обработкой виноградников, подаренных им Навухаднецаром.

Царь Аммона, ненавидевший евреев, подговорил Ишмаэля, сына Нетаньи, который также был потомком царя Давида и претендовал на власть в стране, чтобы он убил Гедалью. Ишмаэль прибыл в резиденцию наместника в городе Мицпа. Хотя Гедалья был предупрежден о заговоре, он не поверил и принял Ишмаэля с почетом. В разгар пира Ишмаэль убил Гедалью, большинство евреев, бывших с ним, и вавилонский гарнизон, которых оставил в стране Навухаднецар. Оставшиеся евреи опасаясь мести вавилонян бежали в Египет.

Со смертью Гедальи погасла едва тлевшая после разрушения Первого храма последняя искра еврейской государственности в Эрец-Исраэль и началось вавилонское изгнание. В память об этом день убийства Гедальи отмечают постом (т.к. поститься в день праздника нельзя, то пост переносят на следующий день, 3 тишрея).

3 тишрея 1 года (3760 год до н.э.) — Изгнание людей из Ган-Эдена (райского сада).

Шаббат закончился и, как пишется в Торе “И отослал его Г-сподь Б-г из сада Эденского возделывать землю, откуда он взят. И изгнал Он человека и поместил к востоку от сада Эденского крувим (ангелов-разрушителей) и с огненным лезвием меч вращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни”.

Болеслав Капулкин