Время свободы нашей - Jewish News
Время
Закат
Календарь
Календарь

Время свободы нашей

Рабство придает рабу чувство уверенности в завтрашнем дне

Многие народы описывают свое возникновение в чудесных сказках и возвышенных героических легендах. Еврейский народ, напротив, подчеркивает, что возник в доме рабства. С давних пор мы ежегодно отмечаем праздник Песах и пытаемся заново пережить боль, страдания и унижения, выпадающие на долю рабов.

Песах, как известно, праздник выхода из Египта. Египет на иврите называется Мицраим. Комментаторы Торы утверждают, что это название происходит от ивритского слова «цар», что означает узкий. И действительно, в те времена Египет представлял собой в основном узкую полоску плодородной земли вдоль реки Нил, за которой простиралась пустыня. Но, естественно, еврейские мудрецы трактуют слово «Мицраим» более широко. Это не просто полоска земли. Мицраим – это внутреннее состояние человека, сдавленного обстоятельствами, в которых он оказался по чужой воле или по собственному выбору. Поэтому выход на свободу из Египта рассматривается не просто как историческое событие, происшедшее с еврейским народом около трех с половиной тысячелетий назад. Нет, это не просто выход из Египта, это еще и выход из разных сковывающих человека факторов и обстоятельств. Выход из узости своего мировоззрения к свободе, к дальнейшему развитию, выход не только физический, но и психологический, эмоциональный, духовный.

И один из важнейших аспектов этого выхода на свободу, а также один из важнейших принципов устройства современного демократического общества – это свобода слова. Комментаторы истолковывают название праздника Песах как слово, состоящее из двух половинок – пе и сах. «Пе» означает рот, уста, «сах» - глагол, означающий говорить. Дословно получается Песах – «уста говорящие». То есть, по мнению мудрецов, право свободно говорить, как важнейший аспект свободы заложено в самом названии праздника.

Помните, что должны были сделать евреи, для того чтобы Бог вызволил их из Египта? Они должны были возопить к Нему. Но сделали они это только после того, как в Египте вновь появился Моисей, вернувшийся из изгнания и принявший на себя миссию посредничества между Богом и еврейским народом. Главная каббалистическая книга «Зохар» разъясняет, что когда евреи были в рабстве египетском, их голос и слова находились в галуте, в изгнании. И лишь когда Моисей вернулся в Египет, чтобы вывести евреев из рабства, они вновь обрели голос. После прихода Моисея евреи хотя бы смогли кричать о том, что им плохо. До этого они были настолько бессловесными рабами, что не могли даже рассказать о своих бедах. Заметим, что кричать мы научились очень хорошо.

Итак, после 400 лет египетского рабства на исторической сцене появляется Моисей, человек, на которого возлагается миссия стать во главе еврейского народа в его борьбе за освобождение и на его пути к земле обетованной. И вот, представим себе момент после десяти казней египетских, после рассечения вод Красного моря, и даже после дарования Торы на горе Синай! – сыны Израиля свободны, физическое рабство позади, но в душе они все еще собрание рабов. Всякий раз, тоскуя по своей рабской жизни в Египте, они заново плачут, обращаясь к Моисею: «Лучше нам служить египтянам», «Кто накормит нас мясом? Помним мы рыбу, которую ели в Египте даром, огурцы и дыни, и зелень, и лук, и чеснок».

Парадоксальным образом, и это всем нам хорошо известно из опыта жизни в Советском Союзе, рабство придает рабу чувство уверенности в завтрашнем дне. Ему известен распорядок дня и правила поведения, следуя которым можно выжить. Рабская система основана на порядке и дисциплине, по которым так тоскует бывший советский человек. В ней нет ни хаоса, ни беспорядка, ни неизвестности. За все отвечает господин, государство, власть. Всегда есть на кого положиться. Свобода выбора же вольного человека подразумевает принятие на себя ответственности за собственную судьбу. Неподготовленного человека такая свобода может запутать, испугать и даже разозлить. Долгих сорок лет минуло, пока не сменилось поколение, и лишь тогда сыны Израиля стали свободными не только физически, но и духовно. Лишь тогда они смогли ступить на землю обетованную и построить там свое государство.

С той далекой поры прошли тысячелетия. За это время еврейский народ пережил и испытал многое: были эпохи государственной независимости, были и периоды порабощения другими народами. Но никогда мы не теряли веры и надежды на освобождение. В дни крестовых походов, в подвалах инквизиции и в нацистских лагерях уничтожения евреи продолжали праздновать Песах, праздник свободы, продолжали произносить: «Сегодня рабы – на будущий год свободные люди!»

Сегодня, спустя почти шестьдесят семь лет после возникновения государства Израиль, мы снова – свободные люди. И каждый из нас на собственном опыте испытывает все трудности «исхода из Египта». После войны за независимость успело смениться поколение, но еврейское государство все еще находится в разгаре внешней и внутренней борьбы за будущий облик своего общества. Сказано в пасхальной агаде: «И скажешь сыну своему в тот день…» Что же мы скажем своим сыновьям и дочерям? Вышли ли мы уже из Египта, освободились ли от рабства? Есть ли вообще шанс, что люди, бывшие рабами, способны когда-либо избавиться от рабского мироощущения? Не являемся ли мы рабами денег, материальных благ, эгоизма и равнодушия, почета и власти, телевидения и массовой культуры?

Завершили ли евреи труд строительства своего государства, воплотили ли в жизнь свои идеалы? Или, возможно, создание государства является лишь инструментом для исполнения нашей миссии в этом мире?

Верующие евреи уверены, что Бог сдержит обещание, данное Им своему народу, но при этом нельзя забывать, что союз, заключенный между нашим народом и Богом, налагает обязательства на обе стороны. И мы тоже обязаны выполнять свои обещания.

Так что нам еще рано отмечать Песах с чувством легкой ностальгии и превращать пасхальный седер в представление для детей. Этот праздник будет актуальным еще долгие годы, ведь главный его смысл заключается в выдавливании из себя раба. И долг каждого человека, в каждом поколении, считать именно себя – вышедшим из Египта. А уж мы, бывшие советские евреи, с полным правом можем сказать во время пасхального седера: «Не только отцов наших освободил Бог, но и нас вместе с ними!»

С ПРАЗДНИКОМ ВАС!

Источник: reform.org.il

Григорий Котляр