Донт Трамп Трамп антил Трамп Трампс ю - Jew.org.ua

ru

Город
Время
Закат
Праздники
Календарь
Календарь
menu

Донт Трамп Трамп антил Трамп Трампс ю

11.12.2017 14:05

Когда-то давно мы сидели в просторной гостиной на втором этаже типичного гиватаимского домика — летний лагерь под Нетанией недавно закончился, 120 детей разъехались по своим странам. Мы устали от постоянного общения и людей вокруг, пряталась в дыме самокруток посреди зашторенной квартиры, развлекая себя просмотром документальных фильмов и их обсуждением.

Было всякое. Практически рыдали после фильма Animal Planet о львице, многодетной матери-одиночке, которая спасала своих львят посреди суровой африканской саванны. Плотно зависли после просмотра «Вальса Башира». До утра обсуждали документальный сериал о жизни религиозного ученого Иешаягу Лейбовича — израильского нейрофизиолога и биохимика, автора книг с комментариями к основополагающим текстам иудаизма, убежденного сторонника мирного урегулирования арабо-израильского конфликта.

Израильский мыслитель возводил монотеизм в абсолютное состояние, выступая против рассказов о чудесах праведников, еврейской мистической традиции каббалы, поклонения святым местам и даже Стены плача. Святым, по мнению Лейбовича, мог быть только Бог. По понятным причинам подобная позиция, да еще и высказанная в характерной для профессора едкой манере, не могла остаться незамеченной в религиозных кругах — многие харедим ненавидели ученого, продолжая при этом спрашивать его совета по текстам Рамбама. Светские левые уважали Лейбовича за приверженность либеральным ценностям и научную деятельность.

В 1993 году Лейбович получил Государственную премию Израиля, но не принял ее. Общество негодовало после скандального интервью, в котором профессор использовал термин «иудо-нацизм». Ученый критиковал продолжающийся со времен Шестидневной войны контроль ЦАХАЛа над палестинскими территориями, невозможность получить израильский паспорт для большинства арабских жителей спорных земель и нарастающее движение израильских поселенцев. Лейбович увидел в этом подавление воли человека.

Даже премьер-министр Ицхак Рабин, который выступал за мирное урегулирование арабо-израильского конфликта, заявил, что не подаст руки профессору во время вручения премии. Лейбович, в свою очередь, отказался от награды, чтобы не провоцировать поляризацию общества.

Философию ученого критиковали, обвиняя в предвзятости. Однако нужно отдать должное: Лейбович отличался удивительной страстью к поиску истины и отсутствием табуированных тем. И в чем-то он оказался прав: усугубление ситуации приводило и продолжает приводить лишь к ужесточению обеих сторон конфликта. Выстрел солдата израильской армии Эльора Азарии в лежащего и обезвреженного террориста показал готовность части израильтян увидеть в человеке, пусть и в террористе, «животное», которое можно было пристрелить.

В другой раз мы сидели в той же гостиной в Гиватаиме и обсуждали события в израильском обществе: отношения левых к правым, правых к левым, статус Иерусалима, срач между религиозными и светскими, между поселенцами и тельавивцами, между «Сионистским лагерем» и «Ликудом».

Посмотрели документальную ленту «Привратники» Дрора Моне о шести бывших главах Общей службы безопасности Израиля (ШАБАК). Сидя перед камерой, милые дедушки рассказывают о своей работе через призму арабо-израильского конфликта. В их числе — Авраам Шалом, член группы, которая обнаружила, похитила и вывезла Эйхмана из Аргентины в Израиль, Яков Пери, министр науки, технологии и космоса Израиля в 2013-2015 годах, и Ави Дихтер, один из инициаторов возведения «Забора безопасности», бывший министр внутренней безопасности и министр по защите тыла. Каждый из героев критикует правительство Израиля за нежелание решать арабо-израильский конфликт, а квинтэссенцией выглядит достаточно радикальный монолог одного из спикеров: «Есть два варианта решения проблемы с палестинцами. Первый — уничтожить их физически, для этого нужно ввести танки и сравнять из города с песком. Израиль на это не пойдет, в XXI веке такое не может произойти. Поэтому рано или поздно прибегнут ко второму варианту — переговорам. Пока этого не произойдет, Израиль продолжить терять граждан в “мирное время”, продолжит терять солдат во время военных кампаний».

Две недели назад мы сидели в тесной кухне на седьмом этаже типичного киевского домика, обсуждали Нетаньяху и его прогибы и реверансы в сторону религиозных партий как следствие слабой позиции в коалиции: премьер-министр зависит от своего большинства, которое, в свою очередь, получило удобный инструмент для манипуляций и давления. Кроме того, Биби может угрожать суд, поэтому нежелание уходить с поста любой ценой выглядит логичным.

Теперь, после исторического решения Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля 6 декабря, позиции Нетаньяху могут укрепиться. «Дружба» израильского премьера и президента США выгоднее как раз первому —  он получает политическую прибыль за «восстановление» отношений с Америкой.

Хамас отреагировал незамедлительно, призвав объявить новую интифаду уже на следующий день.

В случае эскалации конфликта премьер-министр сможет начать военную кампанию, которая, по опыту прошлых лет, вновь не принесет мир земле Израиля. Нежелание решать проблему арабо-израильского конфликта вынудит премьера вернуться к излюбленному сюжету о «внешнем враге» — Иране, с его ядерным оружием, блек-джеком и отрицателями Холокоста. Страна же продолжит терять людей, и это в «мирное время».

Шаг Трампа по признанию Иерусалима столицей не приближает ни одну из сторон к прекращению конфликта. Более того, историческое решение не добавляет израильским властям желания прекращать конфликт, по сути провоцируя лишь его усиление, не давая ничего дельного взамен. Усугубление ситуации ведет к ухудшению моральных качеств каждой из воюющих сторон — террористы продолжают придумывать новые способы убийства людей, израильские солдаты все чаще превышают свои полномочия по отношению к мирному арабскому населению.

В Израиле все еще проживает около полутора миллионов человек, которые не могут получить паспорт — это ли не проблема, которую нужно решать?

Есть время разбрасывать камни, а есть время их собирать. К сожалению, возникает впечатление, что это историческое событие — еще один валун, который Израилю нужно будет уносить на своих плечах, когда время метания камней закончится.