Когда вы говорите со мной - Jewish News
Календарь
Календарь
Недельная глава:
Мецора

Когда вы говорите со мной

Петлюра в Виннице: гордость нации обернется позором?

Когда вы говорите со мной, я слушаю о том, что в Бабьем Яру убивали не только евреев. Как будто бы я этого не знал. Слушаю, как мы, евреи, пытаемся застолбить за собой это место, как своими попытками создать достойный мемориал унижаем память о людях других национальностей, погибших там.

Вы рассказываете мне, что нет ни малейшей проблемы в использовании формы и шевронов дивизии СС «Галичина». Все законно. Черным по белому написано, что СС «Галичина» — можно. Точнее не написано, что нельзя. Но это уже дело пятое.

Наконец, я слушаю, что Петлюра будет сидеть в центре еврейского квартала в Виннице. Мне говорят, что руки атамана в еврейской крови не запятнаны, преступление никем не доказано.

Поэтому молчи и слушай.

Молчи!

И слушай!

Когда вы говорите, вы забываете, что мне есть что сказать в ответ.

Когда вы говорите мне о Бабьем Яре, вы забываете, что это место появилось и было создано ради убийства евреев в первую очередь. Военнопленных и националистов расстреливали и на Сырце, и на Дарнице, евреев и ромов Киева — только в Бабьем Яру.

Вы забываете о том, что мы имеем право, не стесняясь, помнить о предках, расстрелянных там, называя вещи своими именами, не используя советскую терминологию о мирных гражданах. Вы забываете, что треть довоенного Киева говорила на идиш. Вы забываете, что на кладбище не принято плевать под ноги, выгуливать животных и оставлять мусор. Даже на чужом кладбище.

Когда вы говорите мне, что названия СС «Галичина» нет в перечне запрещенных Законом об осуждении нацистского и коммунистического тоталитарных режимов, вы забываете о том, что в названии этой структуры есть буквы «СС». Те самые, которые прямо указывают на принадлежность к военизированным формированиям Национал-социалистической немецкой рабочей партии, лидером которой на протяжении двадцати четырех лет являлся талантливый австрийский художник Адольф Гитлер.

Когда вы говорите мне о Холокосте, вы забываете, что практически каждая еврейская семья в Украине потеряла кого-то из близких.

Вы забываете, что родные братья моего деда лежат в Дробицком яру Харькова. Вы забываете о том, что они были живыми людьми, что от моей семьи отрезали их самих и их потомство, что нас осталось в разы меньше, чем могло бы быть.

Вы забываете, что этот факт — в том числе следствие действий людей, которых вы называете героями. Вы используете цифры о жертвах и округляете их до меньшего значения, в то время как я вспоминаю лица и не позволяю себе округлять цифры. Ведь каждая единица — имя, достойное памяти о нем.

Вы забываете о многочисленных погромах в начале прошлого века. Забываете о Богдане Хмельницком, который пошел воевать с поляками, но победил безоружных евреев из многочисленной, на тот момент, еврейской общины. Вы забываете об убитых, о проданных в рабство на Константинопольском рынке.

Вы забываете, что жертв погромов петлюровских банд все еще помнят. Историки все еще спорят о том, принимал ли сам Петлюра участие в погромах, в то время как меня, украинского еврея, приглашают согласиться с тем, что Петлюра — герой.

Мне говорят, что мотив воевать может оправдать действия во время войны, что воюющие за независимость Украины априори поступали правильно... Забывая о том, что украинские евреи времен петлюровских погромов и Второй мировой войны не выступали против украинской независимости, но были убиты или могли быть убиты людьми, которых вы считаете гордостью нации.

Вы говорите мне о политической нации, частью которой я себя давно ощущаю, говорите о светском, гуманном и правовом государстве. Но выбираете героев, сотрудничавших, пожалуй, с самым садистским режимом прошлого века.

Да, каждый народ, как и политическая нация, внутри которой он существует, имеет право на свой пантеон героев. Но это не всегда одни и те же люди.

Поговорите со мной так, чтобы услышать меня.

Подумайте о том, о чем я говорю.

Я, как и вы, хочу быть частью этой страны и видеть ее процветающей и успешной. Нам с вами здесь жить, а, значит, рано или поздно договариваться.

Примите взвешенное, а не политическое решение о том, кого можно считать моральными и идейными лидерами нации. Говорите об их сильных сторонах, но не молчите об их слабостях и ошибках — политические лидеры не грешат обычно только внутри тоталитарных режимов. Извинитесь за их действия, если понимаете, что есть как минимум одна сторона, несправедливо потерпевшая от их рук.

Так я, по крайней мере, буду знать, что урок истории учтен и вы не допустите того ужаса, который случился с моим народом, вашим соседом, на протяжении как минимум последней тысячи лет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Иван Новиков
Добавьте JewishNews в избранные источники - Google News
подписаться