Календарь
Календарь
Недельная глава:
Шофтим

Как реагировать на критику?

Критика может быть, как злейшим врагом человека, так и его помощником на пути самосовершенствования

Никто не любит критику, какой бы конструктивной она ни была. Однако, у одних она вызывает гнев и падение самооценки, а другие извлекают из неё уроки, чтобы стать лучше. Как же реагировать на критику, чтобы видеть в ней положительные стороны и использовать в своих интересах?

Когда мы слышим критику в свой адрес, мы боимся, что наше представление о самих себе не соответствует действительности. Вдруг, мы не так хороши, как кажется? Может, наш проект не такой удачный? Автоматически включается защитная реакция, и мы, зачастую, «нападаем» в ответ, злимся или расстраиваемся. Что же делать? Вот несколько пунктов, проработав которые, вам станет намного легче слышать замечания в свой адрес.

Первое - поймите и примите, что вы не идеальны. Вполне возможно, ваше поведение или проект действительно может раздражать, мешать или просто быть неуместным. В конце концов, вы не обязаны всем нравится.

Второе - оцените саму ситуацию. Подумайте, что именно критикует ваш собеседник: именно вас, как личность, или речь идёт об обсуждаемом предмете или ситуации, или поступке, связанными с вами. Нужно понять и осознать, что люди критикуют не вас лично, а именно ваши определённые слова и взгляды. Здесь стоит задуматься. Люди могли что-то не понять, и к вам это не имеет никакого отношения, а могут иметь своё отличное от вас видение происходящего. 

Вытекающий из предыдущего третий пункт - у всех бывает плохое настроение, и есть множество факторов, которые могут влиять на человека в данный момент, делающие взгляд необъективным. Так что критика может быть и вовсе не оправдана. Не тратьте на неё свои ресурсы.

Четвёртое - то, что я практикую сама. Используйте критику, как тренажёр для собствен-ного эго. Порой, неожиданное замечание может спустить «с небес на землю» и помочь оценить свои реальные возможности и успехи.

Пятое - не спешите раздражаться и гневаться. Это только усугубит ситуацию и расстроит вас ещё больше. Обида - защитная реакция, которая мешает здраво мыслить. Вы либо решите, что ваше «эго» несправедливо задето, либо совершите опрометчивый поступок, бурно отреагировав и занизив ещё больше самооценку. Вместо того, чтобы давать волю эмоциям, потратьте свои ресурсы на то, что из сказанных слов можно использовать для своего развития. 

В-шестых, просите критикующего обосновать своё мнение. Почему он так думает? На чём основано его мнение? Порой, люди изначально имеют хорошие намерения и искренне хотят вам помочь, лишь поэтому указывают на недостатки вашего продукта. Если вы решите прислушаться и взять хотя бы 1% сказанного - вполне возможно, именно это и продвинет вас!

И, наконец, седьмой пункт. Задайте себе вопрос: «Эта критика - та, что указывает на реальные ошибки, помогает исправиться и стать лучше в том, что вы делаете, или та, что «убивает», лишает мотивации и энергию?» Если первое - используйте её в своих целях, задумайтесь и извлеките максимум пользы. Если же эта критика не обоснована - не гневайтесь, не тратьте энергию и делайте по-своему.

Умея использовать критику, как эффективный инструмент, вы сможете и самостоятельно высказывать только конструктивную критику. А это уже эффективная обратная связь! Конструктивная критика начинается с указания на достоинства, а уже потом - недостат-ки, а заканчивается советами и рекомендациями, как сделать лучше. 

Используйте критику в личных целях и благодарите людей, которые не закрывают глаза на ваши ошибки. Удачи!

Несия Фердман