Еврейские средства от «дурного глаза» - Jewish News
Календарь
Календарь
Недельная глава:
Мецора

Еврейские средства от «дурного глаза»

Как Тора помогает защищаться от ненависти, зависти и злости

В последнее время в Израиле, да и, по наблюдениям автора этих строк, не только в Израиле развелось немало «колдунов», «магов» и «экстрасенсов», предоставляющих услуги «по снятию и защите от порчи и сглаза» и откровенно разводящих легковерных клиентов на немалые деньги. Впрочем, можно ли судить за доверчивость людей, которых преследуют те или иные жизненные неудачи, у которых не ладятся отношения с близкими, рушится семья или возникли серьезные проблемы со здоровьем, и он не может найти объяснения причины этих неурядиц? И тут ему предлагают самое легкое из всех возможных объяснений этой причины, да еще и сулят решение всех проблем — как же тут не выложить все свои сбережения, да еще и не влезть в долги, чтобы расплатиться со своим «спасителем»?!

Но вопрос о том, что делать и чего не делать, если вас и в самом деле сглазили, я предлагаю оставить на потом, а пока давайте разберемся, как иудаизм в целом и еврейская мистика в частности относится к проблеме "дурного глаза".

Начнем с того, что с точки зрения великих мудрецов, законоучителей и каббалистов нашего народа такое явление и в самом деле существует.

Даже птицы знают силу дурного глаза.

 — говорится в Талмуде.

Рабби Иехошуа говорит: дурной глаз, дурные страсти и ненависть ближних выводят человека из этого мира.

 — читаем мы в трактате «Пиркей авот» («Поучения отцов»).

Правда, мнения комментаторов по поводу того, что в данном случае подразумевается под «дурным глазом» расходятся. Одни убеждены, что рабби Иехошуа имеет в данном случае в виду обычную зависть, которая снедает завистника изнутри и в итоге ему же и укорачивает жизнь. Однако другие убеждены, что речь идет о «дурном сглазе» в том самом, мистическом смысле слова, то есть о некой негативной энергии, которая выплескивается в мир через глаз человека и способна нанести вред его окружению.

Еще одно подтверждение того, что мудрецы Талмуда верили в силу дурного сглаза мы находим в рассказе трактата «Бава мециа» о том, как причастный к высшим тайнам мироздания Рав отправился ночью на кладбище, чтобы узнать, по каким причинам умерли покоящиеся там люди. В итоге Рав констатирует, что из 100 покойников 99 умерли от «дурного глаза» и только 1 скончался естественной смертью. Это, разумеется, не значит, что если бы этих людей не сглазили, они жили бы вечно, но не будь на них «дурного глаза», их жизнь, вероятнее всего, была бы более долгой.

В ТАНАХе (то есть в том самом корпусе Священных писаний, который у христиан называется «Ветхим Заветом») мы вроде бы не находим прямых упоминаний о сглазе, но мидраши утверждают, что после того, как праматерь еврейского народа Сарра дала Аврааму в наложницы Агарь, чтобы та родила ему сына, Агарь понесла с первой же ночи с Авраамом, и это вызвало у Сарры такую зависть, что она сглазила рабыню, и у той случился выкидыш.

В другом мидраше, когда десять братьев отправляются в Египет, чтобы закупить там хлеб, праотец Яаков наказывает им входить в город не вместе, а через разные ворота – именно это дает затем основания Иосифу обвинить их в шпионаже. Существует множество объяснений этого мидраша, одно из которых заключается в том, что Яаков опасался дурного глаза – дескать, увидев вместе десятерых богатырей и красавцев, египтяне непременно их сглазят.

Формула защиты от дурного глаза видится комментаторам разных эпох и в благословении, которое Яаков дает перед смертью потомкам Иосифа:

И да размножатся они на земле, словно рыбы в море. 

Именно рыбы — потому, что, живя в воде, они скрыты от окружающих, а значит, дурной глаз не имеет над ними силы.

С «дурным глазом» также связывают запрет Торы пересчитывать евреев «по головам» и запрет вызывать в синагоге к Торе отца вслед за сыном или сына вслед за отцом — чтобы в тот момент, когда они вместе стоят на «биме» (возвышении, с которого читают Тору), их не сглазили бы.

В своде еврейских законов «Шульхан арух», в разделе, посвященном имущественному ущербу, есть и такой закон:

Запрещено стоять возле поля товарища и рассматривать его, когда на нем находится несжатый урожай, чтобы не повредить этому урожаю, сглазив его. И тем более запрещено смотреть на своего товарища, если есть опасение сглазить его. И даже в таких делах, где можно не опасаться сглаза, если товарищ занимается им у себя в доме и в своем владении, запрещено смотреть на это без его ведома, поскольку, возможно, он не хочет, чтобы другие знали о его делах и занятиях.

И культура поведения требует, чтобы каждый видящий, что его товарищ чем-то занимается, благословил его, сказав «Да сопутствует тебе удача в твоих делах!».

Наконец, нельзя не вспомнить, что среди тех молитв, которые каждый еврей должен произносить утром еще до прихода в синагогу есть и молитва, составленная во 2 веке н.э. рабби Иегудой ха-Наси, в которой также упоминается сглаз:

Да будет угодно Тебе, Господь, Бог мой и Бог отцов моих, оберегать меня сегодня и впредь от дерзких людей и от дерзости во мне самом, от дурного человека и от злого устремления, и от плохого товарища, и от злого соседа, и от катастрофы, и от дурного глаза…

Вопрос о том, каков метафизический механизм «сглаза» подробно обсуждается в целом ряде кабалистических сочинений. Разумеется, я не собираюсь уводить неподготовленного читателя в эти мистические дебри, и потому лишь отмечу, что глаз человека, весящий не больше 8 г, является одним из самых сложных и совершенных органов нашего организма, принцип действия которого остается пока до конца непонятным. Несомненно одно: через зрение, то есть посредством глаз мы ПОЛУЧАЕМ основную информацию об окружающем мире; без него вообще невозможен процесс познания. Одновременно уже в раннем средневековье еврейские мистики подчеркивали, что глаза напрямую связаны с процессом мышления: любая наша мысль воздействует на реальность и воздействие это осуществляется именно через глаза.

С момента сотворения мира была сотворена и сила, исходящая из глаз.

 — так сформулировал эту мысль один из крупнейших раввинов ХХ века Хазон Иш.

Это утверждение каббалистов получило научное подтверждение, когда было установлено, что любая человеческая мысль вызывает непроизвольные движения зрачка и по самому характеру этого движения можно понять, о чем человек думает. Именно на основе этого принципа работают современные приборы, позволяющие расшифровывать мысли и выполнять команды людей, полностью парализованных в результате атрофии мышц или находящихся в состоянии комы (или, как принято его в последнее время называть, в «состоянии низкого уровня сознания»).

Сглаз с этой точки зрения – не что иное, как воздействие порожденной энергией зависти, осознанным или даже неосознанным желанием ПОЛУЧИТЬ то, что есть у другого, ОТНЯВ у него то, что стало причиной зависти — удачу, завидное здоровье, богатство, хорошую репутацию, талант и т.д. Повторю, желание это может быть и неосознанным – и здесь мы снова сталкиваемся с тесной связью иудаизма и фрейдизма, который некоторые называют «светским вариантом Каббалы». Последнее означает, что далеко не всегда тот, кто сглазил человека, этого на самом деле сознательно хотел. «Дурным глазом» может вполне обладать очень милый, отзывчивый, симпатизирующий и желающий вам (на уровне сознания) исключительно добра человек. Просто эгоистическое «желание получать», являющееся согласно Каббале, одним из фундаментальных черт человеческой природы, в нем гораздо сильнее альтруистического «желания отдавать», и это определяет как его энергетику в целом, так и энергетику, исходящую из его глаза. Так что замечательные слова Л.Н. Толстого о том, что «глаза — это зеркало души» на самом деле несут в себе куда более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд, чего, возможно, не понял и сам великий писатель.

Кстати, именно этим каббалисты объясняют то, что женщины обладают «дурным глазом» куда чаще, чем мужчины: ведь даже физиологически взаимоотношения между полами строятся так, что женщина выступает в роли получающей, а не отдающей стороны, и потому «желание получать» в ней так или иначе преобладает.

Думается, у читателя уже возникли, как минимум, два вопроса по поводу всего вышесказанного.

Первый из них заключается в том, как признание силы «дурного глаза» совмещается в иудаизме с его фундаментальной мыслью о том, что все в мире и в судьбе человека происходит исключительно по воле Вс-вышнего?

Существует опять-таки несколько ответов на этот вопрос. Согласно одному из них, энергия дурного глаза порождает ангела-обвинителя (ангелы, с точки зрения иудаизма, это вообще сугубо энергетические создания), который предстает перед Престолом Творца и задает вопрос о том, заслуживает ли этот человек того, что Творец ему дал — того же богатства, счастья в личной жизни, успехов в работе и т.д.? И если человек и в самом деле ведет праведный образ жизни, если за ним не числится никаких грехов, то понятно, что подобные обвинения будут попросту отклонены. Но давайте честно признаем, что таких людей немного — почти каждому из нас есть, что поставить на вид, и подчас со стороны смешно наблюдать, когда тот или иной человек наивно спрашивает:

Господи, за что мне это?!

Второй вопрос состоит в том, что если есть «дурной глаз», то, значит, должен быть и «добрый»? И на него еврейская мистика отвечает положительно: да, есть люди, и в самом деле обладающие «добрым глазом», способным исцелять, менять судьбу человека к лучшему и т.д. Согласно еврейской традиции, наиболее мощной силой «доброго глаза» обладал Моше-рабейну — пророк Моисей, в личности которого «желание отдавать» было настолько сильным, что в нем почти не осталось места для «желания получать».

«Добрым глазом», пусть и не в такой мощной степени, как Моше-рабейну обладали и великие еврейские пророки, и царь Давид (у него он сочетался с не меньшей силой «злого глаза»), и многие еврейские мудрецы, и великий каббаллист рабби Ицхак Лурия Ашкенази, и многие другие герои еврейской истории. В связи с этим автор не может не вспомнить, как в начале 1990-х годов хабадники на всех перекрестках Израиля повесили портреты тогда еще здравствовавшего Любавичского ребе. В те дни мне довелось проинтервьюировать одного известного российского экстрасенса, приехавшего в нашу страну для проведения «сеансов массового оздоровления».

Слушай, а что это за мужик висит у вас на дорогах?.

 — неожиданно спросил он меня.

А почему это вас интересует?

 — ответил я вопросом на вопрос.

Да понимаешь, больно взгляд у него хороший. Очень позитивно это фото воздействует на тех, кто на него смотрит!

 — объяснил он.

Ну, а теперь, думается, самое время перейти к тому, в чем же иудаизм видит способы защиты от сглаза.

Существуют, разумеется, различные каббалистические камеи — амулеты, предохраняющие дом и конкретного человека от воздействия дурного глаза, однако многие раввины советуют не слишком ими увлекаться, и уж тем более не ходить для снятия сглаза к разного рода «колдунам». Подобные походы нередко представляют собой прямо нарушение запрета Торы на идолопоклонство и обращение к языческим жрецам, магам, «вызывателям мертвых» и прочих «товарищей», являющихся в лучшем случае шарлатанами.

Лучшая защита от дурного глаза, согласно Каббале, — это его не провоцировать, то есть стараться не вызывать к себе зависть окружающих. Это значит, что не стоит слишком кичиться своим благосостоянием, удачливостью, хвастаться детьми и т.д.

К примеру, если ваш кошелек туго набит деньгами, не стоит раскрывать его на людях, чтобы достать купюру.

Скромность в поведении, скромность в одежде — вот самые надежные защитники от сглаза. Последнее, по словам известного израильского раввина Исраэля Замира, особенно касается женщин: чем более вызывающе они одеты, тем больше привлекают к себе посторонних взглядов, многие из которых отнюдь не несут в себе позитивный заряд.

Еще один чисто бытовой совет по защите от дурного глаза: если вы чувствуете, что вам кто-то завидует, постарайтесь тем или иным поступком снять это чувство, сделать для этого человека доброе дело. Например, если сосед «положил глаз» на вашу новую машину, предложите ему съездить вместе за покупками, подвезти его до работы и т.д.

Но, разумеется, главную защиту от сглаза еврейские мистики видят в скрупулезном исполнении заповедей иудаизма: ежедневном надевании тфилин, произнесении всех положенных молитв (включая упомянутую молитву рабби Иегудыв ха-Наси) и т.д.

Вот несколько советов по защите от сглаза, почерпнутых из нескольких книг по еврейской мистике:
• Если мужчина постоянно носит нательный талит с кистями цицит, а женщина — головной убор, то дурной глаз над ними не властен.
• Тот, кто внезапно разбогател, для защиты от сглаза пусть купит для синагоги свиток Торы, или себе новый тфилин или потратит часть денег на благотворительные цели.
• Не захваливайте своих детей и не выделяйте их среди окружающих, чтобы не повторилась история Иосифа, которого отец выделил из братьев, купив ему полосатую рубаху.
• Одежда голубого цвета (цвета «тхелет» — особого оттенка синего) защищает от сглаза.
• Присутствие на благословении коэнов в синагоге – надежная защита от дурного глаза.
• Принято считать, что ношение серебряного амулета с пятой буквой ивритского алфавита «ה» надежно защищает от дурного глаза.
• Если еврей чувствует, что только что подвергся влиянию дурного глаза, пусть поднимет правую руку и скажет:

Из семени Йосефа я, да не будет властен надо мной дурной глаз.

Наконец, есть две известные еврейские молитвы против дурного глаза, которые вы можете найти в молитвеннике «Взываю к тебе» или на сайте.

И, наконец, самое главное: постарайтесь сами не быть носителем дурного глаза. Никому не завидуйте, ибо нет ничего бессмысленнее этого занятия, а если у вас в душе шевельнулось это черное чувство, постарайтесь тут же пожелать вызвавшему его человеку что-то хорошее и добавить «бли айн ха-ра» — «чтобы не сглазить».

Помните, что дурной глаз наносит его носителю не просто не меньший, а куда больший вред, чем тот, на кого он направлен. Выражение о том, что «зависть убивает» — это, с точки зрения иудаизма, куда больше, чем просто слова.

Петр Люкимсон
Добавьте JewishNews в избранные источники - Google News
подписаться