Откуда приходят сны - Jewish News
Календарь
Календарь
Недельная глава:
Мецора

Откуда приходят сны

Толкование снов по-еврейски: от Иосифа до Фрейда

Сновидения – неотъемлемая и вместе с тем самая загадочная часть нашей жизни. Как, впрочем, и сам феномен сна.

В самом деле, почему людям и большинству животных свойственно время от времени засыпать, отключаясь от действительности?

Только потому, что любому живому организму нужен отдых?

Но разве нельзя отдохнуть, просто повалявшись несколько часов на диване, не теряя на это время связи с окружающим миром?

А почему мы обычно бодрствуем днем и спим ночью, и даже когда усилием воли меняем этот порядок вещей, начинаем спать по 6-8 часов днем и работать ночью, то чувствуем всю ненормальность такого режима и можем заплатить за него серьезным психологическим расстройством?

На протяжении, как минимум, двух столетий ученые ищут ответы на эти вопросы, проводят захватывающие эксперименты, но так до сих пор и не смогли создать убедительную, всеобъемлющую теорию, объясняющую феномен сна и сновидений. Более того – несмотря на все достижения техники, до сих пор не создано прибора, позволяющего "считывать" сновидения и о том, что именно приснилось тому или иному человеку, мы знаем исключительно с его слов.

Вместе с тем, начиная, пожалуй, с момента рождения человечества, во все времена и у всех народов снам придавалось огромное мистическое значение. По некому негласному договору, люди сходились во мнении, что сон несет в себе некий скрытый смысл, разгадка которого может помочь предугадать судьбу, сделать правильный выбор и т.д.

Евреи не были в этом смысле исключением, и наш многовековой жизненный и сакральный опыт по разгадке снов так или иначе стал духовным опытом всего человечества.

В пророческом сновидении в Библии Бог заключает вечный союз с праотцом еврейского народа Авраамом. В сновидении Творец обещает Свою защиту бегущему от гнева брата Иакову, одновременно являя ему видение Лестницы, по которой сходят и восходят ангелы, и через нее – если верить комментариям – всю последующую историю человечества.

Дерзкие сны сына Иакова Иосифа сначала ссорят его с братьями и приводят к его продаже в Египет, но там в итоге они и сбываются – опять-таки благодаря снам, которые Иосиф разгадывает сначала слугам фараона, а затем и самому повелителю Египта.

Через СноВидения Всевышний общается в Библии с великими пророками, в СноВидении он обещает юному царю Соломону сделать его самым мудрым из всех живущих на земле людей…

В более позднюю эпоху, в начале "нашей эры" мудрецы Талмуда также уделяют огромное внимание разъяснению природы сновидений, и именно тогда разрабатывают основные принципы их толкования. Эта работа была продолжена последующими поколениями. Множество выдающихся раввинов, бывших одновременно и священнослужителями, судьями, учителями и выдающимися теологами оставили после себя тысячи сочинений, содержащие не только занятные история про сновидения, но и попытки развития теории их толкования.
В результате на свет родилось несколько классических еврейских сонников, хорошо знакомых многим религиозным евреям.

Но не спешите открывать страницы этих сонников и разгадывать с его помощью сновидения – для начала вам необходимо ознакомиться с каббалистической теорией природы сновидений и путей их толкования. В противном случае вы допустите множество ошибок, которые, если верить еврейским мистикам, могут весьма существенным и даже роковым образом повлиять на вашу жизнь, принести вам зло вместо блага.

Такая уж эта штука – мистика: при ее использовании нужно соблюдать "технику безопасности" в не меньшей, а может быть, даже в большей степени, чем при обращении с динамитом или ядерным реактором.
Итак, почему же с точки зрения иудаизма нам снятся сны?

"Ночь создана ни для чего другого, как для сна", - утверждает Талмуд, поясняя, что сон необходим человеку сразу по нескольким причинам.

Во-первых, чтобы нарушить сам процесс непрерывности жизни. Только представьте себе, что было, если бы мы вовсе не спали! Наше существование превратилось бы в единый поток событий и впечатлений с такой же постоянной необходимостью обрабатывать их и принимать те или иные решения, и в итоге это стало бы просто непосильным грузом для нашей психики. Сон прерывает эту цепочку, позволяя нам каждое утро начать жизнь пусть не заново, но с "чистого листа", рассортировав и разложив "по полочкам" нашего мозга полученную за день информацию, пересмотрев и обдумав наше восприятие действительности и планы на будущее. Именно об этом говорится в 30-м псалме Давида: "И даже если вечером ложится человек с плачем, утром встает с радостью".
Но сон одновременно нужен нам и для отдыха, восстановления сил. Мысль эта была бы банальной, если бы еврейские мудрецы тут же не задавались бы вопросом о том, о восстановлении каких именно сил идет речь – физических или духовных? Если только физических, то почему для этого недостаточно просто посидеть или полежать в бодрствующем состоянии? Почему человек может проспать восемь часов подряд и проснуться разбитым, а может, подобно Наполеону, подремать 5-10 минут и встать, полным сил и энергии?

Ключевым в данном случае является именно слово "энергия". Согласно Каббале, так же, как наше тело постоянно нуждается в физической подпитке в виде воды и пищи, наша душа нуждается в непрестанной энергетической подпитке от своего Источника, то есть самого Творца Вселенной. Без этого нормальное существование человека невозможно – вот почему пытка лишением сна считается одной из самых страшных и жестоких пыток.
Появление в нашей жизни современной электроники позволяет легко объяснить это на примере: так же, как вы время от времени должны ставить на подзарядку любой, самый навороченный мобильник, вам самим нужна периодическая подзарядка высшей, духовной энергией. И так же, как в период подзарядки мобильника вы не можете им пользоваться, по меньшей мере, в полную силу возможностей, так и человек в период сна лишается той свободы передвижения и связи с окружающей действительностью, которой он пользуется во время бодрствования, в период отключения от Высшего Источника.

Созданная раввином Шимоном бар Йохаем (РАШБИ) во II веке н.э. и лежащая в основе Каббалы книга "Зоар" формулирует это предельно четко: "Когда человек ложится в кровать, душа его возносится вверх и различные (духовные) сущности общаются с ним, сообщают ему тайны мира, а также извещают его о разных делах. И часть из этих сообщений – ложь, а часть – правда".

Величайший кабалист рабби Моше-Хаим Луццато (1707-1746) в своих книгах утверждал, что душа человека состоит из пяти уровней, или, если угодно, оболочек. Первая из них - "нефеш". Эта составляющая имеется и у животных; она управляет деятельностью нашего физического тела и мозга. Затем следует "руах", руководящий нашей интеллектуальной деятельностью. Потом идут "нешама" (определяющая наш духовный мир), "хайа" (то, что продолжает существовать и после физической смерти человека) и "йехида" (буквально "единственная" - своего рода генетический код нашей личности, то, что делает ее уникальной).

Во время сна, писал Луцато, нижняя составляющая "нефеша" остается в теле человека и потому все жизненные процессы в нем продолжаются. Но вот остальные части души, будучи незримым каналом связаны с телом, начинают свое путешествие по духовным мирам – там, где иные, чем в нашем материальном мире, представления о времени и пространстве. Вот почему во сне человек за несколько минут может прожить целую жизнь и порой получить информацию о том, что происходит с дорогими ему людьми, живущими от него на расстоянии в сотни, а то и тысячи километров.

Исходя из такого объяснения, мы находим в еврейских источниках два, на первый взгляд, противоположных, а на деле тесно связанных между собой утверждения.

С одной стороны, мудрецы Талмуда считали, что "плох человек, который никогда не видит снов", и его надо остерегаться. С другой, великий еврейский мистик рабби Нахман из Брацлава (1772-1810) говорил, что "чем большей святостью обладает человек, тем больше он отдаляется от сна", то есть ему нужно все меньше времени тратить на сон.

Мысль Талмуда ясна: если сон является проявлением духовной деятельности, то отсутствие сновидений - свидетельство бездуховности человека, его чрезмерной приземленности, того, что его по какой-то причине (вероятнее всего, за грехи перед другими людьми) решили отключить от Божественного источника.
Такого человека и в самом деле стоит остерегаться: вероятнее всего, он из тех, для кого цель оправдывает средства; кто ставит рациональные соображения, свои личные интересы выше норм морали, которые, как известно, зачастую иррациональны.

Идея же рабби Нахмана состоит в том, что чем больше человек стремится к святости, чем больше он занят духовными размышлениями, тем ближе он приближается к Богу. А значит, тем меньше он нуждается в том, чтобы для подзарядки духовной энергией отключаться от этого мира – ведь он может подключаться к Источнику напрямую.

Согласно еврейским преданиям, такой способностью обладал царь Давид – во второй половине жизни он почти не спал, разве что задремывал несколько раз за ночь, на несколько минут. Это не было мучительной бессонницей, как можно подумать, поскольку, очнувшись от дремы, Давид был полон сил и приступал к игре на арфе или сочинению нового Боговдохновенного псалма.

В связи с этим рассказом невольно возникает и другой вопрос: а сколько и в самом деле нужно человеку для нормального сна?

Ответ Талмуда однозначен: не более трети суток, то есть не больше 8 часов.

Человек, который спит больше этого времени, вредит своему и физическому, и духовному здоровью.
Дневной же сон, считали мудрецы Талмуда, вообще вреден, так как является противоестественным, и зачастую порожден чрезмерным чревоугодием.

Ну, а теперь, после того, как мы пусть и самым поверхностным образом познакомились со взглядом еврейской мистики на природу сна, самое время перейти к тому, какими бывают наши сновидения и что они означают.

(Продолжение следует)

Петр Люкимсон
Добавьте JewishNews в избранные источники - Google News
подписаться