Зачем сажать премьера за коррупцию? - Jewish News
Календарь
Календарь
Недельная глава:
Мецора

Зачем сажать премьера за коррупцию?

Или как это делается в Израиле

Сорок минут в утреннем автобусе от дома и до работы – и вот вы уже в курсе всех местных международных новостей, самых свежих, точно булочки из духовки, израильских анекдотов и сплетен. После этих сорока минут вы с точностью до 90% можете предсказать, о чем будут трепать языками по радио и телеку все обозреватели, аналитики, эксперты и политики вместе взятые. Больше того – у вас будет перед ними немало преимущество, так как, выйдя из автобуса, вы вдобавок ко всему будете точно знать, что именно думают сейчас Путин, Обама, Нетаниягу, Эрдоган, Максим Галкин и Клара Новикова, а если они на самом деле так не думают, то это сугубо их личное дело.

Понятно, что в минувший вторник мой автобус гудел на иврите, русском, грузинском, французском и всех остальных еврейских языках об Эхуде Ольмерте – первом в истории Израиля бывшем премьер-министре, надевшем в тот день арестантскую робу.

Жалко его не было никому. Напротив, многие откровенно злорадствовали по поводу того, что бывший небожитель, привыкший останавливаться в самых дорогих отелях, курить гаванские сигары и покупать авторучки за 10 000 долларов, теперь, в 71 год, будет вставать в пять часов на перекличку, сам заправлять койку и покупать печенье к чаю в тюремном киоске. Но вместе с Ольмертом доставалось "на орехи" и Израилю в целом.

- Нет, куда приехали?! – гудел мощный мужской бас на великом и могучем. – Страна воров и сексуальных маньяков! Куча министров отсидела в тюрьме! Бывший президент в тюрьме! Теперь и бывший премьер в тюрьме, и следующий бывший министр уже в очереди на посадку! Кругом взяточники и жулье! Я детям так и говорю: у этой страны нет будущего – валите отсюда, куда можете. А мы что – мы уже приехали!

- Да, испортился Израиль! Ты можешь представить, чтобы такое случилось 40 лет назад! Да Авраам Офер пустил себе пулю в лоб, когда его только заподозрили в коррупции! А Рабин? Рабин подал в отставку из-за какого-то ерундового долларового счета! – это уже обмениваются впечатлениями два коренных израильтянина весьма почтенного возраста.

Что тут сказать? Все, как всегда, правы и не правы одновременно.

Кто только не отсидел у нас за взятки и коррупцию в последние годы! Бывшие министры Арье Дери, Шломо Бенизри, Авраам Гиршзон, Гонен Сегев… Едва не угодили за сексуальные преступления в тюрьму Ицхак Мордехай и Хаим Рамон. В настоящее время за такого же рода преступления там отбывает наказание экс-президент Моше Кацав. Если доживет до приговора суда, то в итоге окажется в тюрьме и бывший министр и лидер партии "Авода" Биньямин (Фуад) Бен-Элиэзер. О том, сколько за это время отсидело по тюрьмам бывших мэров различных городов, я вообще не говорю: мэр в Израиле ужа давно самая посадочная профессия.

Но вот человека, который когда-либо занимал пост премьера, в израильских тюрьмах до сих пор не было. И сознавать, что твоей страной в течение нескольких лет правил взяточник, прощелыга и жулик, безусловно, обидно. Ирония судьбы и истории тут еще заключается в том, что молодой адвокат Эхуд Ольмерт начинал свою политическую карьеру в 1970-х годах именно как борец с коррупцией и организованной преступностью. Видимо, сработал вечный закон, согласно которому победитель дракона в итоге неминуемо сам же в этого дракона и превращается.

Хотя, опять-таки, если задуматься, судьба вознесла этого господина на вершину власти, в общем-то, случайно. Уже в 2003 году он был аутсайдером, занял место во второй десятке предвыборного списка "Ликуда", и тогдашний премьер Ариэль Шарон сделал его министром в нарушение всех правил, исключительно по принципу личной преданности.

В 2006 году, когда Ольмерт во главе партии "Кадима" претендовал на пост премьера, за ним уже тянулся длинный шлейф весьма грязных дел – дела о подозрительной долларовой суде в Северо-американском банке; дела о "греческом острове"; дела о приобретении за бесценок роскошного особняка на иерусалимской улице Кремье; дела о незаконных подарках…

От каждого из этих дел несло за версту, но Ольмерт тогда был слишком нужен израильскому истеблишменту для продвижения пресловутого "мирного процесса", и потому этот самый истеблишмент предпочел зажать нос и сделать вид, что все нормально. Ну, а когда вылезли на свет дела об огромных суммах наличными, которые в прошлом передавал Ольмерту бизнесмен Морис Талански, махинации вокруг поездок в компании "Ришонтурс", выданном за взятки разрешение на строительство мега-проекта "Холлиленд" зажимать носы и закрывать глаза стало просто невозможно.

Но вот ответ на вопрос, стоит ли жить в стране, где столько политиков, общественных деятелей и чиновников самого крупного калибра сидели, сидят или будут сидеть, и значит ли это, что данная страна является самой коррумпированной в мире, отнюдь не однозначен.

Точнее, сам этот вопрос я для себя ставлю по-другому: в какой стране мне бы хотелось жить – в той, где любой, самый высокопоставленный политик, включая премьера, завтра может быть вызван на допрос в полицию, а затем и оказаться в тюрьме, или в той, где такое невозможно по определению?

И ответ, думается, однозначен: разумеется, в первой! Поскольку сам факт отправки этих "товарищей" за решетку и есть лучшее доказательство того, что Израиль является правовым государством и здесь и в самом деле все – вплоть до премьера и президента – равны перед законом.

Что бы там ни вещали наши пикейные жилеты, сама жизнь это вновь и вновь подтверждает. И само это обстоятельство дает не ощущение, что я живу в нормальной стране, из которой не стоит сваливать ни мне, ни моим детям, а также, очень хочется надеяться, не придется это делать моим внукам и правнукам.

Да, безусловно, взяточничество и коррупция в Израиле имеются в достаточном ассортименте. Но, во-первых, распространены они (во всяком случае, по моему личному опыту) в гораздо меньших масштабах, чем во многих других странах, так что рядовой обыватель сталкивается с этими явлениями крайне редко; во-вторых, как следует из всего вышесказанного, они наказуемы. А в-третьих, сам характер израильской коррупции значительно отличается от той, которую я нередко наблюдал на моей бывшей родине.

Скажем, если в каком-то израильском городе нужно построить мост, то его мэр почти наверняка отдаст этот заказ не тому подрядчику, который предложит сделать это за самую низкую цену, а кому-то из своих знакомых, готовому построить тот же мост тысяч на двести дороже. Затем на муниципальных выборах этот подрядчик отстегнет ему тысяч сто пятьдесят на предвыборную кампанию. Таким образом, вышло, что 200 000 у государства украдено, а 150 000 из них - не что иное, как взятка мэру.

Коррупция? Безусловно, коррупция, за которую этот мэр, скорее всего, рано или поздно сядет. Но мост-то в итоге стоит и отвечает, что называется, всем стандартам. Кстати, и комплекс "Холлиленд", ставший одной из причин посадки Ольмерта, в итоге стоит. Правда, иерусалимцы относятся к нему по-разному: одни считают, что он уродует город, а другие – что, наоборот, украшает. Но все соглашаются с тем, что построен он по "высшему разряду”.

Аналогичный случай, как говорится, был у нас в Будеевице. Там тоже надо было построить мост. И тоже нашли подрядчика, который должен был построить его с "откатом". Вот только в итоге все деньги разворовали, а моста почему-то так и не построили.

И уж совсем напоследок. Начал просматривать специальную литературу и вдруг обнаружил, что современные экономисты различают два вида коррупции – с негативными и позитивными последствиями для общества. Говоря попросту, негативная коррупция – это та, при которой чиновник или политик действует в собственных корыстных интересах и при этом наносит вред обществу.

Но бывает и наоборот: та же взятка дается для того, чтобы обойти давным-давно устаревший и мешающий прогрессу закон или циркуляр. И, выдавая в обмен на ассигнации или борзых щенков разрешение на противозаконное деяние, тот же чиновник действует уже в интересах общества.

Само собой, его нужно привлечь к ответственности. Но в итоге, во-первых, вопреки закону сделано что-то хорошее, а во-вторых, всем становится ясно, что закон надо менять. Это и есть позитивная коррупция, и она, как ни странно, в Израиле преобладает.

…Уже вечером, возвращаясь домой в том же автобусе, услышал, как пассажиры обсуждают гуляющую по стране историю, как некий молодой израильтянин, узнав, что семье едущей с ним в поезде незнакомой девушке отключили за неуплату электричество, а денег взять неоткуда, просто взял и оплатил ее долг в 1950 шекелей.

На этот раз все сходились на том, что такое возможно только в Израиле. И почему-то никто не рекомендовал сваливать из этой страны и не говорил, что у нее нет будущего. И это правильно. Как в свое время сказал гениальный Эфраим Кишон, "Это моя страна. Это единственная страна, в которой я мог бы жить”.

В следующий раз я обязательно расскажу вам, что думают друг о друге Биньямин Нетаниягу и Барак Обама. То есть, возможно, они так и не думают, но это уже их личное дело.

Петр Люкимсон
Добавьте JewishNews в избранные источники - Google News
подписаться