Снежная буря, пришедшая со Средиземного моря (а, может, и не с моря, но тоже хороша), накрыла ненавидимый Евросоюзом город. Исчезли автомобили, мотоциклы, автобусы, попрятались по домам люди в черном, опустилась с неба бездна и залила белой краской улицы, базары, караван-Шароны, переулки и даже сам Кнессет... Пропал Ершалаим – великий город как будто не существовал на свете.
Странную погоду принесло в Израиль к концу дня зимнего месяца декабря 2013 года.
Источник: EPA/ATEF SAFADI
Погодные условия, которые якуты называют летом, а кишиневские мальчишки вроде меня видели по три месяца подряд и по наивности своей считали обычной зимой, парализовали столицу цивилизованного государства с боеспособной сухопутной армией, лучшими в мире ВВС и скромной текстильной фабрикой в Димоне. Вооруженные до зубов подлодки бросались, как киты, на сушу, пытаясь пробиться на защиту Иерусалима от безжалостной стихии. Десятки тысяч людей более суток сидели без света, что в стране без центрального отопления равносильно обморожению и пневмонии у стариков и маленьких детей. Дальновидные хозяйки, не соблазнившиеся электрическими конфорками, грели еду, чай и детей на газе, остальные проклинали правительство, которое, наверняка, сидит в тепле, пока мы тут застываем...
Всё это было бы смешно... Если бы не выяснилось, в очередной раз, что мы тут всегда готовы к прошлой войне. Мы блистательно делаем выводы из тех задниц, в которые периодически попадаем. Созданные комиссии в доступной форме сообщают так, чтобы любому министру было понятно, что:
1. Не надо В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ пускать в Ливан танки, не имея данных разведки,
2. Не стоит В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ отправлять автобус, полный молодых ребят, в стену пожара, а стоит (к следующему же разу) обновить вертолетный противопожарный парк.
3. Не рекомендуется В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ перед началом зимы оставлять ветки деревьев висеть в непосредственной близости от линий электропередач и
4. Не нужно В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ игнорировать сведения о рытье тоннелей в Газе.
Не удивлюсь, если и после войны Судного дня армия приняла действующие по сей день рекомендации не прислушиваться к мнению Голды Меир и Моше Даяна, мир с ними обоими.
Но если пункты 1 и 4 говорят о войнах, а 2-й о кошмарном Кармельском пожаре, то, Господи прости, немного зимы – это не более, чем немного зимы. Конечно, израильтяне и пропорции – две вещи несовместные, но не до такой же степени. Сначала дороги в Иерусалим были перекрыты из-за обильного снега и несовместимого с жизнью гололеда (якуты, привет, перестаньте ржать!), потом водители, которым надоело торчать в пробках, просто побросали на обочинах свои машины, что тоже не улучшило движение, а когда, наконец, БТРы расчистили путь, все население Большого Гуш-Дана (Тель-Авива) и Малого Шарона напялило носки под кроксы и понеслось в Иерусалим смотреть на снег.
По улицам снежок водили – как видно, напоказ. Известно, что снежки в диковинку у нас.
Картина маслом: колонны машин... Часовые пробки в оба конца... И всё это для того, чтобы кинуть подтаявшим снегом в жену и с чувством глубокого удовлетворения поехать всей семьей греться в ресторане в торговом центре. Если посмотреть на расходы за дорогущий наш бензин, обед и сопутствующие ему покупки ненужного барахла, зато за полцены, выяснится, что слетать всех семьей на уик-энд в Вену было бы дешевле. Туда, по слухам, снег завозят ежезимне, и народ почти не толпится в очереди слепить снежную бабу с двумя морковками (ну, а куда девать присущее нам чувство юмора?).
Источник: Елена Варивода Вольфсон
Но снег растаял, свет вернулся, комиссия по расследованию ЧП и ликвидации последствий доела бутерброды с тунцом и передала рекомендации Куда Надо, где их и засунули в папку «Другое», ибо второй такой зимней бури не будет, потому что этого не может быть никогда.
Прошел декабрь 2014-го, муниципалитеты вздохнули спокойно, но тут случилось немыслимое: пришел январь. А с ним и прогноз синоптиков: «Буря! Скоро грянет буря!». Синоптиков в Израиле уважают: это люди, которые должны в течение девяти месяцев находить синонимы для слова «жарко», и страна впала в транс. Вернее, страна спокойно начала бы готовиться, но телевидение этого ей не позволило. Предстоящие парламентские выборы были забыты (невелика потеря, скажем честно), из нафталина вытащили всех, способных держать оружие микрофона, и отправили их повсюду. Заранее, чтоб они не застряли в будущих сугробах.
Шестого января перекличка корреспондентов шла под девизом «Ой, что будет!». Интервьюировали оставшихся без света прошлой зимой, с законной гордостью непричастных демонстрировали изготовившиеся к бою снегоуборочные машины и так долго показывали пустые полки продовольственных магазинов, что люди, живущие в районах, где снега быть не может по определению, тоже помчались скупать продукты, бормоча себе под нос «Черт его знает, а вдруг сейчас набегут иерусалимцы с авоськами и всё сметут».
И вот наступило седьмое. И оказалось, что мы опять блистательно приготовились отражать нападение прошлогоднего снега. Немного в Цфате, немного в Иерусалиме, и, о чудо из чудес! – больше всего на горе Хермон. Нет, свет, конечно, отключался, но в основном как раз на равнине – там никого не предупредили, что деревья могут падать на линии электропередач не только от тяжести снежных масс, но и от сильного ветра. Ну, четыре-пять часов без света – это же здорово, правда, дети? Разведем в гостиной костер, сварим похлебку и на последних процентах работающей батарейки айфона выложим в Фейсбук пост «Черт, у нас уже почти два часа нет света!». Это чтобы Цукерберг не сходил с ума, где нас два часа носит!
Хуже пришлось тем, у кого свет был. Они наслаждались истерией комментаторов, словно соревновавшихся, чья зимняя шапка с помпончиком выглядит дебильнее.
- Я в Цфате. Занятия отменены. Срочное заседание муниципалитета лихорадочно решает, возобновлять ли занятия завтра. (Как будто с нашей системой образования это имеет хоть какое-то значение.)
- Наша замерзающая съемочная группа, с трудом разжимая губы, передает из Иерусалима. У нас плюс два градуса, а к ночи обещают ноль. (Аааа, наградите их кто-нибудь, Амундсен плачет от восторга и зависти!)
- Добрый вечер, Мики, я в Беер-Шеве. (Зачем??? Операция «Буря в пустыне» давно закончилась, чего ты там ожидаешь – снега?)
И резюме утром восьмого – не та нынче буря. Не та. Разочаровала. Мы так к ней готовились, а она… Не волнуйтесь, граждане, еще никто не отменял будущее землетрясение, верные выводы от которого мы сделаем буквально на следующий день после того, как вылезем из-под руин наших домов.