Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество02 Января 2018, 08:11

613 иудейских заповедей в картинках

613 иудейских заповедей в картинках

В 2000 году художник Арчи Рэнд родом из Бруклина начал работу над своим самым амбициозным проектом — он решил проиллюстрировать все 613 мицвот, основных религиозных предписаний в иудаизме, от первой (Знать, что есть Бог) до самой последней (Запрет царю приумножать свою личную казну).

Главными источниками вдохновения для художника послужили работы фовистов, комиксы Marvel и иллюстратора Арта Шпигельмана, учение психиатра Карла Юнга и музыка джазмэна Джона Колтрейна. Само собой, картины Рэнда крайне далеки от традиционных иллюстраций религиозных тем. На реализацию проекта художник потратил 5 лет.

picture

Режиссер Энг Ли («Жизнь Пи», «Горбатая гора») как-то сказал, что эти 613 картин стали «сагой по мотивам Священного писания для постмодернистского мира, в которой отображается и сама личность, и вся наша история».

Выставка этих картин состоялась в Бруклине в 2008 году — но не в галерее, а на слегка переоборудованном под офисное помещение складе, — и до настоящего времени широкой публике эти работы не показывались. Только теперь, когда издательство Penguin выпустило книгу-альбом «613» со всеми этими работами, мир может познакомиться с ними в деталях.

В этих потрясающих, насыщенных невероятной энергией иллюстрациях очень четко слышатся отголоски предыдущих проектов Рэнда. В 1970-х ему пришлось на время приостановить работу над масштабным муралом на стене бруклинской синагоги «Бней Яков» из-за того, что изображение посчитали мракобесным — правда, через время его признали кошерной и одобрили.

picture

Мы поговорили с Рэндом о его проекте «613», любви к комиксам, а также о том, почему иудаизм и искусство не очень-то сочетаются, и как эти работы отражают его личные отношения с верой.

Как шла работа над этими картинами? Как вам удалось проилюстрировать каждую из мицвот, и что повлияло на ваш стилистический выбор — как пришло решение использовать такие насыщенные цвета и визуальный язык комиксов?

Мой интерес к теме иудаизма родился еще тогда, когда быть еврейским художником в Нью-Йорке еще было не модно. Правда, я не соблюдал религиозные предписания и особого внимания на ритуалы тоже не обращал. Когда мне поручили сделать мурал для синагоги «Бней Яков» (1974–77), в иудейских религиозных зданиях предметов еврейского искусства особо не было — за исключением абстрактных картин, отобранных архитектором синагог Перцивалем Гудманом. Так как у меня не было на кого равняться, мне пришлось изобретать свой собственный визуальный подход, иконографию, чьи элементы и значение сразу стали бы понятными раввинам. С точки зрения технического исполнения, все это было похоже на создание иллюстрации к книгам.

В конце концов я понял, что так как текст очень четко регламентировал, что должно быть изображено, визуальная часть должна подчиняться слову, что более чем ограничивало мой размах. Если бы картины создавались в границах только лишь раввинистических взглядов и одобрений, единственно возможной была бы иллюстрация. По вполне понятным причинам многие раввины мою работу раскритиковали. Чтобы избежать всего этого, нужно было сделать визуальный компонент главным, а слово — вспомогательным. Я понял, что это единственный способ создавать хоть сколько-нибудь значимые произведения визуального искусства в еврейской культурной парадигме.

picture

К моменту, когда я начал работу над проектом «613», я был убежден, что изображения которые идут в паре с мицвот, не могут не выходить за рамки смысла, заключенного в заповедях (потому что эти самые мицвот являются просто сухими предписаниями, а не повествованиями). Для того, чтобы картина ожила, слова нужно было перемешать. Когда я делаю иллюстрации для стихов, и их авторы, и я по умолчанию согласны с тем, что слово не является чем-то неприкасаемым и нерушимым — и сотрудничество получается очень успешным, потому что мы играем элементами. Конечно, это шутка, но я не устану повторять, что в данном случае моим соавтором является Б-г, и тут ко всему нужно было подходить с большим уважением.

Я решил, что Б-г хотел, чтобы у евреев в синагогах висели произведения искусства, определяющие суть и цель пространства, в котором они находятся. Поместить такую картину на стену — это как отмежевать территорию, потому что такая работа транслирует свой посыл, основную идею, беспрерывно. Не все это понимают и принимают. Но на самом деле, на фресках II ст. н.э. в синагоге талмудической эры в городе Дура-Европос даже была изображена рука Б-га, поэтому я не могу принять то утверждение, что мнение иудаизма относительно изображений Б-га такое уж категоричное.

Конечно, я понимаю, что у такой позиции не будет множества сторонников. Как и то, что эти картины создаются для определенной группы интегрированных в социум верующих, готовых рассмотреть и альтернативные решения, — то есть обычных людей, интересующихся иудаизмом по личным мотивам или в академических целях.

picture

Каждую иллюстрацию я представляю как мурал, который разобрали на части. С этим проектом, который реализовывался с 2001 по 2006 год, было связано много дополнительной работы. Я закупил 700 пустых полотен и расположил их рядами — так что они заняли буквально всю мою студию. Первый шаг к «объединению» этих элементов заключался в том, что я в буквальном смысле убрал рамки — благодаря этому персонажи картин как бы переходили с одного холста на другой. На обратной стороне холстов я затем написал карандашом номер заповеди, которую иллюстрировала эта работа.

Когда я так работаю, мне кажется, что я создаю не 613 картин, а 1, которая станет единым целым, если соединить все ее части. На создание большинства иллюстраций меня очень вдохновлял стиль комиксов издательства EC Comics и его последователей, а также журнала MAD, чьи иллюстрации были очень знаковыми в индустрии комиксов и где работало очень много графиков еврейского происхождения. Остальные работы были навеяны иллюстрациями в книгах и журналах, к которым — воздавая долг детства — я испытываю глубочайшее уважение и благодарность.

В кажой картине есть какой-то юнгенианский синапс, который объединяет текст и изображение таким образом, что их единство становится очевидным, несмотря на кажущуюся на первый взгляд несовместимость. Я искал что-то, что сможет заполнить пространство между изображением и заповедью, что даст толчок внутреннему диалогу и обсуждению вопросов, на которые невозможно найти ответы.

picture

Как вы можете опредедить ваши личные духовные и или религиозные верования? Они в этих работах отображены?

Я думаю, что совпадений не бывает — в любом событии есть большой смысл, даже если нам кажется, что что-то случилось просто так. Иначе все — просто хаос, случайность. Мне кажется, что не верить в высшие силы сложнее, чем верить. Да это ни для кого уже не секрет.

Религия держится на вере и на благодарности. Иначе к кому мы тогда обращаемся? Я не говорю, что у всех этих обращений обязательно должен быть б-жественный адресат — я просто не хочу, чтобы моя логика лишала меня этой веры и облегчения, которое я испытываю в моменты благодарности. Если логика побеждает, у меня не остается шансов получить утешение.

picture

И художникам, и всем остальным нужно помнить, что этика — это не свод предписаний, написанных рациональными людьми, это некая генетическая проводка.

В недавнем интервью вы сказали: «Я не хотел создавать картины не про еврейство, но еврейские». Что именно еврейского в ваших работах?

Эти 613 заповедей — каркас раввинистического иудаизма, а изображения танцующих хасидов, портреты евреев, «каббалистические» абстракции и шестиконечные звезды — это все ассоциативная антропология.

picture

Источник: hyperallergic.com

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю