Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество11 Февраля 2015, 15:56

Евреи-беженцы из Донецка: Хотим "Железный купол"

Евреи-беженцы из Донецка: Хотим "Железный купол"

Война в восточной части Украины превратила сотни тысяч людей в беженцев, многим из которых некуда идти. Еврейское агентство (Сохнут) принимало участие в эвакуации евреев из зоны боевых действий, часть беженцев разместили в организованном им лагере временного пребывания.

picture

Тамара: «В Израиль я еду в гости»

Тамара (на фото слева) первой пришла в себя от шока и вошла на территорию пансионата. Еще до рассвета она с группой других беженцев выехала из Донецка, в котором только на прошлой неделе погибло более десяти человек. Спустя пару часов они оказались в лагере, где их ждали теплые комнаты и горячая еда. Лагерь находится на летней базе отдыха, расположенной на берегу реки.

«Я оставила в Донецке все, что у меня было», - рассказала Тамара после того как закончила регистрацию в месте, которое станет для нее домом на ближайшую пару месяцев до отъезда в Израиль. - «Я уже хочу вернуться. Я еду гостить в Израиль, мой дом остается здесь. Мой супруг остался дома вместе с животными. Мне было очень тяжело их оставить».

Во время беседы Тамара вновь начала плакать. Несмотря на боль, женщина понимает, что у нее не было другого варианта: «Там невозможно жить, бомбы падали буквально рядом с домом каждый день».

picture

Беженцы заселяются в свои номера

Около двадцати тысяч евреев проживают в зонах боевых действий на Востоке Украины, между Донецком и Луганском. За последний год в Израиль переехало более двух тысяч евреев этого региона. И тенденция такова, что число новых репатриантов из этого района только увеличивается.

picture

Беженцы учатся читать на иврите

Максим и Натали Лурия, координаторы Сохнута в Днепропетровске, рассказывают: «Мы приехали сюда 10 месяцев назад и были уверены, что будем заниматься в основном еврейским образованием. На самом деле мы начали заниматься вывозкой людей из зон боёв и заведуем лагерем беженцев. Каждый день мы слышим трогательные и тяжелые истории от людей. Мы и представить себе не могли, что столкнемся с этим здесь».

Под прикрытием нейтральности

Снег – это первое, что замечаешь, приземляясь в Украине. Через иллюминатор все выглядит белым и спокойным, даже пасторальным. Однако уже на земле замечаешь военные самолеты и вертолеты... Бросаются в глаза пропускные пункты и бронетехника, даже для гостей из Израиля такое военное присутствие кажется необычным.
Война в Украине идёт почти год, в последний месяц началась очередная эскалация.

С одной стороны системы находятся боевики и армия, подконтрольная Путину. Позиция боевиков – требование признать незаконный референдум и присоединить восточную часть Украины к России. Сепаратисты утверждают, что правительство Украины угнетает права граждан с русскими корнями, и поэтому у них якобы нет другого выхода, кроме как требовать отделения от страны.

По другую сторону баррикад находится правительство Украины, которое пытается защитить свой суверенитет и сохранить территориальную целостность. Между молотом и наковальней – мирные граждане, ставшие заложниками ситуации.

picture

Украинские солдаты в районе Луганска

Государство Израиль ещё на ранних стадиях конфликта приняло решение придерживаться нейтральности. Эта позиция вызвала тяжёлую критику со стороны союзников Израиля на Западе, которые видят в путинской России самую большую угрозу мировому порядку и стабильности.

Однако для людей, принимающих участие в операции по спасению евреев Донбасса, такая позиция Израиля выглядит очень удобной. Обе стороны конфликта позволяют операции спасения проходить гладко.

picture

picture

Во время нашего пребывания в лагере там находилось около десяти возможных эмигрантов в Израиль. Нескольких мы встретили на уроке иврита.

Двадцатитрехлетний Влад уехал из Донецка неделю назад: «Донецк был абсолютно нормальным городом, я люблю этот город. Но с тех пор, как началась война, жить там стало невозможным. Некогда красивые улицы теперь полностью разрушены. Никто не может сказать, когда это кончится. Чем больше времени проходит, тем тяжелее становится ситуация».

В отличие от большинства эмигрантов, Влад побывал в Израиле в рамках образовательной программы. «В Израиле есть война, я это знаю, но ваше правительство заботится о гражданах», - сказала мать Влада, Белла. - «Кроме того, мы знаем о «Железном куполе».

picture

Влад и Белла

«В Израиле любят Путина?»

Количество евреев, выезжающих в Израиль с Востока Украины, увеличивается. Вместе с тем, есть и те, кто возвращается в Украину с тем, чтобы помогать стране в войне с внешним врагом.
В Днепропетровске, находящемся в часе езды от лагеря беженцев, мы встретили Арье Лейба (Леонида), еврейского волонтёра в украинской армии.

На встречу, которая проходила в Меноре (Еврейский центр в Днепропетровске), Арье Лейб пришёл в военной форме. Входя в зал, Леонид поцеловал мезузу. Это действие выглядело странным для нас, израильтян: с одной стороны, восточно-европейская форма, которая ассоциируется с историями погромов и ужасов, а, с другой стороны, остановка у мезузы. Объяснение Арье было простым: «Я – еврей, гражданин Украины. Русские напали на Украину силой. Украина должна защищать себя от оккупации и этой агрессии».

До войны он жил в Донецке и работал в текстильной промышленности. Когда украинская армия усилила свое присутствие в области в попытке вытеснить пророссийские элементы, он быстро пошёл в нее добровольцем. Израильский нейтралитет в этой войне его разочаровывает: «Израиль должен помогать Украине. У нас похожие ценности. Вам наплевать на демократию?». В ответ на вопрос, чем закончится война, Леонид решительно ответил: «Россия развалится, Украина победит. Путин ведёт Россию к катастрофе».

picture

Арье Лейб

В Еврейском центре Днепропетровска мы встретили Светлану, молодую еврейку, которая добровольцем помогала лечить раненых на фронте и передавать еду и лекарства тем, кто в этом нуждается. Света говорит на иврите, который она учила в еврейском лагере: «Я хотела сделать тикун олам (исправление мира)». На английском она добавляет: «Я еврейка и украинка, но прежде всего я человек. Я не спрашивала людей, которым помогала, об их политических предпочтениях. Я просто хотела помочь».

Одно из самых интересных и странных явлений украинской войны – это то, что обе стороны стараются, по крайней мере пока, показать хорошее отношение к евреям. В прошлом каждая война приводила, в какой-то степени, к погромам еврейских общин. На этот раз в попытке получить мировую легитимацию и хорошее отношение от СМИ каждая сторона на войне старается показать противников как фашистов и расистов, а самих себя – как борцов за ценности свободы и демократии. Так что евреи представляют собой большую ценность для обеих сторон: первая сторона, которая будет обвинена в антисемитизме, лишится мировой поддержки.

Есть евреи, которые поддерживают проукраинскую позицию Леонида, – мы встретили многих таких, когда были в Киеве. Об этом будет отдельная статья. Но есть и те, кто думает иначе. В лагере беженцев мы разговаривали с парой семидесятилетних пенсионеров, которые были вынуждены в один день покинуть свой дом в Донецке и бежать от бомб. Об украинском президенте Петре Порошенко они высказываются категорично – «он говорит, как фашист!», и украинскую армию обвиняют в том, что она «бомбит собственных граждан». Эти тяжёлые слова сразу провоцируют большой спор, который заканчивается через несколько минут, но все остаются при своих мнениях.

Единственное, с чем согласны все переселенцы, так это с тем, что нужно искать лучшую жизнь в другом месте. Влад говорит, что на переезд в Израиль он смотрит с оптимизмом: «Моя мама всегда говорила, что Израиль – это наш исторический дом. И когда тут началась война, она мне сказала, что настало время ехать туда, теперь там будет наш дом. Я надеюсь найти там хорошую работу и создать семью. Это всё, ничего большего не ожидаю. Я думаю, что Израиль будет лучшим местом для моих детей, чем Украина».

Источник: walla.co.il

Перевод: Зорик Лутингер

 

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю