Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество18 Февраля 2015, 16:41

Фельцман и его "маленький оркестр"

Фельцман и его "маленький оркестр"

Народный артист России Оскар Фельцман родился в обычной еврейской семье в 1921 году. Конечно же, в Одессе на улице Малая Арнаутская. Заряда оптимизма и юмора, который дал артисту родной город, хватило на всю долгую жизнь. Годы борьбы с безродными космополитами, лишения войны, голод, гонения на сына - все эти тягости переносились с улыбкой и гениальной музыкой. «Я верю, друзья», «Ландыши», «Родные глаза», «Венок Дуная» - его песни знают и любят миллионы людей. А он щедро радовал нас премьерой за премьерой. Сегодня день рождения гениального композитора Оскара Фельцмана.

«Хочу играть сидя...»

В Одессе говорили, что Борис Фельцман – отец Оскара - лучший пианист среди хирургов и лучший хирург среди пианистов. «Мой папа был замечательным человеком и редкостно одаренным музыкально. До последних дней он превосходно играл на рояле Шопена и Баха, - вспоминал Оскар Борисович. - Музыке его учили серьезно, по-настоящему, до революции». Уже потом Борис Фельцман стал известнейшим ортопедом, Моцартом в своей области. Впрочем, оставаясь практикующим врачом, он продолжал сочинять мелодии. Оскар Фельцман часто вспоминал его «Революционный марш» и «Колыбельную», добавляя, что музыкальный талант достался ему от отца.

А вот решение отвести Оскара к самому Столярскому приняла мама, поддавшись моде тех времен. Одесса жила музыкой. Сам Леонид Утесов называл Столярского «изобретателем конвейера талантов». Единственной неудачей Петра Соломоновича был Исаак Бабель, который стал знаменитым писателем, а не музыкантом.

Столярский прослушал Оскара и сказал: «Доктор Фельцман, с вашим сыном я заниматься буду, мальчик хороший. Купите ему скрипку-«четвертушку» и через две недели приходите». Но уже через две недели юный гений отказался заниматься со Столярским. Родители были в ужасе, да и как это такому уважаемому человеку сказать? «Я хочу играть не стоя, а сидя», - лично объяснил свое решение маленький Оскар великому педагогу. Столярский подумал и решил отдать строптивца Берте Михайловне Рейнгбальд, профессору, у которой учились лучшие пианисты, в частности, Эмиль Гилельс, Таня Гольдфарб, Исидор Зак, Берта Маранц.

Читайте также: Переводчица с детского

Оскар Борисович на всю жизнь запомнил этот эпизод, любил его рассказывать и добавлял: «Многое, безусловно, от Б-га, но не меньше и от самих нас зависит. Мне было всего пять лет, когда я почувствовал, что скрипка — это что-то слишком для меня узкое. Она лишь инструмент, а рояль — маленький оркестр, и если бы стал в свое время скрипачом, из меня не получилось бы композитора». В шесть лет Оскар сочинил первую фортепианную пьесу — «Осень». Школу Столярского Фельцман закончил по двум классам: фортепиано у Берты Рейнгбальд и композиции у Николая Вилинского.

Зараза формализма от Шостаковича

Дмитрий Шостакович любил Одессу. Здесь он «отсиживался» от нападок прессы и коллег, дышал морским воздухом и наслаждался всеобщим обожанием. Одесситы приглашали его в гости на обеды, на ужины. Как-то к нему подошел отец Оскара и попросил прослушать мальчика. Шостакович спросил: «А когда я мог бы прийти к нему в гости?». Шестилетний малыш сыграл композитору свою первую пьесу «Осень». «Мне за нее и сегодня не стыдно», - вспоминал Фельцман. После прослушивания произведения Шостакович сказал старшему Фельцману: «Со временем ваш сын может стать настоящим композитором, но надо, чтобы на первом месте в его жизни была музыка. Надеюсь, мы с ним еще встретимся». И они стали регулярно видеться.

С этой дружбой связан один случай. Под впечатлением войны в Испании, атмосферы одесского порта, куда приходили пароходы с апельсинами, финиками и другими южными фруктами, Оскар сочинил пьесу «Испанский карнавал». В это время школу Столярского повезли на гастроли в Киев. В столице Украины Фельцман один раз выступил со своим «Карнавалом». Следующим утром в центральной партийной прессе вышла статья, где говорилось, что «зараза формализма через Шостаковича передалась и ребенку Фельцману, который написал формалистическое произведение». Оскара с мамой быстро и тихо отправили домой в Одессу.

Сталинская стипендия единственному еврею

В 1939 году Оскар Фельцман поступил на композиторский факультет Московской консерватории в класс знаменитого композитора Виссариона Яковлевича Шебалина. Удивившись высокой подготовке одессита, Шебалин от имени Московской консерватории направил его одесскому педагогу Николаю Вилинскому благодарственное письмо. «Я был там единственным евреем», - вспоминал Фельцман годы учебы в консерватории. И добавлял, что имя и фамилия ему никогда не мешали.

На втором курсе он единственный получал Сталинскую стипендию - 500 рублей. Преподаватели консерватории сознавали, что уже не учат Оскара, а скорее дают ему мастер-классы. На первом курсе Оскар написал сонату для виолончели и показал ее знаменитому виолончелисту Семену Козолупову. Тот исполнил ее в Малом зале консерватории, а Оскар вместе с ним играл на рояле. Шебалин тогда сказал Фельцману: «Подхожу я к консерватории и вижу огромную афишу с твоей фамилией. Не успел ты и года еще проучиться, а поди ж ты... Я сам с Козолуповым не так часто играю — ну, молодец!».

Вирус Кальмана

Война ассоциировалась у Оскара с голодом, холодом, страхом попасть в тюрьму, женитьбой и новой любовью…к оперетте. После начала войны талантливого студента отправили в эвакуацию в Новосибирск, где он занял должность секретаря союза композиторов Сибири. Он писал серьёзные произведения для Александринского театра Ленинграда и Еврейского Театра Белоруссии, но при этом мечтал о хлебе с маслом.

Фельцман вспоминал, как утром, добираясь на работу в театр, боялся опоздать, так как по распоряжению Сталина за это полагалась тюрьма. Но эвакуация обернулась для Фельцмана двумя неожиданностями. Во-первых, Оскар женился, связав свою жизнь со студенткой дирижёрско-хорового факультета Московской консерватории Евгенией Кайдановской. Вторая неожиданность была связана с музыкой. В Новосибирск приехал начальник музыкальных учреждений СССР, которому рассказали о талантливом молодом композиторе, который сможет писать и легкую музыку. Но Оскар наотрез отказывался сочинять оперетты. Чиновник не стал спорить, а просто отвез композитора в город Сталинск, где находился эвакуированный Московский театр оперетты. Там Фельцман впервые услышал оперетту Кальмана «Сильва», после которой влюбился в этот жанр. В 1948 году в Москве состоялась премьера первой оперетты Фельцмана «Воздушный замок».

«Ландыши»

Следующим этапом творчества Оскара стали песни. Первым произведением в этом жанре стала песня «Теплоход» на стихи В. Драгунского и Л. Давидовича. Друзья посоветовали показать ее Утесову. Так Фельцман и поступил. Утесов, услышав «Теплоход», сказал: «Оскар, через две недели вы услышите ее по радио». Песня моментально стала невероятно популярной.

Потом были «Ландыши» на стихи Ольги Фадеевой. После того, как Оскар написал эту песню, он впервые в жизни уехал на отдых. А уже через две недели Фельцман получил телеграмму: «Приезжай в Москву. «Ландыши» стали популярной песней». Когда Фельцман вернулся в столицу, то «Ландыши» лились отовсюду: они звучали по радио и их напевали люди. Но вдруг «сверху» пришла директива, что «Ландыши» — пошлая песня, развращающая вкусы молодежи. Антисоветчина. «Меня ругали невероятно», - вспоминал композитор. Ругали 23 года. Хотя, когда был автопробег Москва-Ленинград, в котором участвовали известные музыканты, один из руководителей Союза композиторов попросил Фельцмана спеть «Ландыши». «Просьба секретаря обкома», - сказал он. И Фельцман пел «Ландыши» во всех городах турне, в которые они заезжали. Радовался, что «Ландыши» реабилитировали, но в Москве травля началась с новой силой.

Гениальный сын

Сотни любимых народом песен, сотни музыкальных произведений, но все-таки лучшее творение маэстро – его сын Владимир Фельцман, ставший известным на весь мир пианистом. «Когда Вове было четыре года, он подошел к роялю и больше от него не отходил. Мне даже пришлось купить еще одно пианино и поставить его в другой комнате — чтобы сын мне не мешал», - гордился Оскар Борисович.

В 1971 году Владимир стал лауреатом первой премии Международного конкурса пианистов им. М.Лонг в Париже. В 1979 году подал документы на эмиграцию из СССР – молодой исполнитель хотел свободно выступать по всему миру. Но попал в клетку, став невыездным на восемь лет. "Единственное место, где я мог играть в Москве, это была резиденция американского посла Спасо Хаус. Очень элегантный дом такой. И там хороший зал. Дали рояль. И один из этих концертов был записан", - рассказывает Владимир Фельцман. А Оскар Борисович вспоминал, что сына допускали выступать только в детских садах. Фельцман считал сына одним из наиболее выдающихся пианистов мира.

С 1987 года Владимир Фельцман проживает в США. Он всемирно известный пианист, профессор Нью-Йоркского университета, преподает в Маннес-колледже. Основатель и художественный руководитель Международного летнего фортепианного фестиваля-института в Нью-Палц.

Сам Оскар Фельцман всегда возвращался в Одессу, гулял по улицам родного города: Пушкинская, Греческая, Малая Арнаутская, Еврейская…

Выступал, общался, вспоминал. Сочинил мюзикл об Одессе "Старые дома", который с успехом шел в десятках театров СССР. О родном городе написал более 10-ти песен. В 2010 году был награжден почетным знаком отличия Одесского городского головы "Одесса".

Умер Оскар Фельцман 3 февраля 2013 года – почти в 92 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. А в Одессе во дворе дома, где родился гениальный композитор, сейчас находится общинный еврейский центр «Мигдаль», в котором сотни одесских детей учатся музыке.

Цдака — основа мира

Пожертвуйте на деятельность

Объединённой еврейской

общины Украины

Поддержать