Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество29 Ноября 2017, 12:47

Фотограф Эрец-Исраэль

Фотограф Эрец-Исраэль

В 4 часа дня 14 мая 1948 года в здании Тель-Авивского музея изобразительных искусств Давид Бен-Гурион в кругу членов Еврейского Национального Совета и лидеров еврейской общины произнес судьбоносную для Израиля речь. Он торжественно зачитал Декларацию независимости государства Израиль. В тот день впервые за два тысячелетия у евреев появилась собственная страна.

Бен-Гурион зачитывает речь

«29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию о создании еврейского государства в Эрец-Исраэль. Ассамблея обязала жителей страны самостоятельно принять все необходимые меры для осуществления этой резолюции. Этим она окончательно признала право еврейского народа на создание своего государства. Как и у любого народа, у еврейского народа есть естественное право на независимость в своем суверенным государстве», — отметил тогда первый премьер-министр Израиля Бен-Гурион.

Единственным официальным фотографом на этом собрании был Руди Вайссенштейн. Снимок, на котором Бен-Гурион стоит под портретом Теодора Герцля и произносит знаменательные слова, вошел в историю и закрепил за Вайссенштейном негласное звание одного из ключевых фотографов Эрец-Исраэль.

Сын картонщика

Руди (Рудольф) Вайссенштейн родился в Богемии в 1910 году. У его отца, картонного промышленника, была фотолаборатория, в которой он экспериментировал в свободное время, и Руди там тоже частенько бывал. Когда мальчику исполнилось восемь, папа подарил ему первый фотоаппарат — и этим определил судьбу сына.

Семья Вайссенштейнов социально ассимилировалась и говорила на немецком, но о своих корнях помнила. Любовь к «своему» выражалась у них не только в сохранении традиций — за большим столом в гостиной Вайссенштейнов всегда подолгу и с жаром говорили о сионизме. Конечно, юный и энергичный Руди не мог не проникнуться этими идеями.

В 1928 году Вайссенштейн начал осваивать графику и фотографию в Высшей школе искусств в Вене, а в 1931 году уже выполнил первый коммерческий заказ — серию фото для информационного бюллетеня Министерства иностранных дел Чехословакии в Праге. Затем он отслужил в армии и устроился в знаменитую газету Prager Zeitung. Параллельно Руди подрабатывал в Европейском центре фотографии и там же освоил важные принципы архивирования и сохранения негативов. Эти навыки ему очень пригодятся в будущем.

Переезд в Эрец-Исраэль
Автопортрет Руди Вайссенштайна

В начале тридцатых годов в Чехословакии все ярче и ярче начали проявляться антисемитские настроения. Руди устал чувствовать себя постоянной мишенью для издевок и притеснений, да и сионизм его вдохновлял как никогда раньше.

Родители мечтали, что Руди пойдет в гостиничный бизнес и переедет в Швейцарию, но в 1935 году парень их крупно разочаровал — все бросил и  эмигрировал в Эрец-Исраэль. Это смелое решение его спасло — он успел до оккупации Чехословакии, а вот родители оказались в нацистском аду. Мама, талантливая пианистка, погибла в Терезине, а Вайссенштейн-старший чудом пережил Холокост и переехал к сыну, когда ему было 75.

Сразу после прибытия в подмандатную Палестину Вайссенштайн начал работать независимым фотографом в Хайфе, а затем в Тель-Авиве. Там же он встретил свою будущую жену Мириам Арнштайн — она занималась танцами и акробатикой, но со временем прониклась делом мужа, и они стали бизнес-партнерами.​

Внештатный фотограф страны

Руди Вайсенштейн не отказывался ни от одного перспективного или просто интересного заказа — он отправлялся и на заводы, и на важные мероприятия, и на демонстрации. 

Фотографии Вайсенштейна несли не только эстетическую, но и рекламную миссию — по его снимкам евреи за пределами Эрец-Исраэль видели, что в молодой стране все хорошо, и вполне можно собирать чемоданы. Руди документировал каждый день, каждый хоть маломальски важный этап в жизни Израиля, каждую важную стройку — значение имело все.

В 1940 году Руди Вайссенштайн открыл фотоателье Pri-Or в Тель-Авиве. Чтобы дело пошло быстрее, Руди объединился с двумя партнерами,  но через годы отделился от них и остался единственным владельцем Дома фотографии.

Работу «внештатным фотографом страны» Руди тоже не оставлял — он снимал политиков, новоприбывших иммигрантов, которые спаслись в Холокост, киббуцников, военных, строителей, протестующих, красавиц, мечтателей.

«Он запечатлевал забастовку сталеваров, выборы в Кнессет, демонстрации, безработных на улицах у входа в биржу труда, магазины с товарами по карточкам, работы спасателей, прокладку дорог, строительство новых заводов, запуск первого вокзала в Тель-Авиве, открытие первого супермаркета, культурные события, концерт филармонического оркестра с музыкантами и дирижерами, прибывшими издалека, показы мод, открытие павильона Хелены Рубинштейн в Музее Тель-Авива и много чего еще», — говорится на сайте Дома фотографии.

В течение сорока лет Руди усердно составлял архив своих фотографий, сопровождая снимки письменными описаниями в журнале. После смерти Руди Вайссенштайна в 1992 году его жена Мириам продолжала работать с архивом еще двадцать лет.

После ее смерти в 2011 году их внук, Бен Питер, взял управление Домом фото, и этот бизнес существует до сих пор под названием The Photo House. Там продается сувенирная продукция и снимки для интерьеров с репродукциями работ Руди Вайссенштейн и других фотографов, проходят выставки и показы фильмов о нем и не только.

В общем, память о Руди Вайссенштейне и его дело живут.

По материалам: web.nli.org.ilthephotohouse.co.il

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю