Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество12 Мая 2015, 12:53

Главный усач «Маски-шоу»

Главный усач «Маски-шоу»

Он неорганизованный и импульсивный. Нюхает носки, обожает телевизор, оккупирует туалет. «Козел», — вздыхает она. «Не козел, — обижается он, — пещерный человек, защитник и охотник».

Сценка за сценкой, зарисовка за зарисовкой, узелок за узелком, и Борис Барский со сцены родного театра «Маски-шоу» объединяет сердца, попутно развлекая. Пока человек пещерный размышляет о взаимоотношениях с собирательницей кореньев, зал буквально трясет от хохота, аплодисментов и возгласов «Да, да, да и еще раз да!». Многие приходят смотреть спектакль одного актера «Дикарь Forever, или в защиту пещерного человека» парами и по многу раз, некоторые дарят цветы за вклад в сохранение семьи. Да и как иначе, если вывод из двухчасового представления: человека рядом надо принять таким, каков он есть, и просто любить.

В Одессе «Дикарь» с Борисом Барским идет уже год. С полным аншлагом. А на Бродвее пьеса пользуется успехом более 20 лет. В 1996-м году спектакль вошел в книгу рекордов Гиннеса по количеству сыгранных спектаклей на Бродвее. А бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани переименовал 44-ю улицу в Дорогу пещерного человека и еще учредил День пещерного человека. Пещерный человек говорит более чем на 35 языках в 45 странах мира.

 

Борис, огромное спасибо за спектакль. Такое чувство, что хороший психологический тренинг прошла.

Тема просто великолепная, беспроигрышная! Каждый из нас в жизни задавался вопросами, которые звучат в этом спектакле: что происходит между мужчиной и женщиной, почему возникает ощущение, что мы на разных языках разговариваем? Почему какая-то логика тебе логична, ей — нет? Почему, к примеру, я устаю в магазине, а она не устает. Гениальный материал. Пьесу писал семейный психоаналитик, который много лет работал с супружескими парами. Он связал накопившийся материал с историей, с археологией и какой-то философией, теософией.

picture

Автор пьесы — американец. Вы что-то в тексте изменили?

Да, довольно много — мне предоставили полную свободу творчества. К примеру, главный герой вспоминает, что в детстве все играли в сифу. Что такое «сифа» я не знаю, но я подумал, что это аналог нашего «сала».
Продюсеры оказались удивительно демократичными людьми.

Да. Правда, за несколько дней до премьеры вдруг потребовали мой авторский текст. Я в таком шоке был — если бы он им не понравился, я б уже не успевал переделать. Послали тезисно и они таки утвердили. Плюс продюсеры выясняли, сколько лет я женат. (В прошлом году это было 34 года, в этом — 35.) Интересовались, был ли я замечен где-нибудь в ночных клубах, в случайных связях, как себя веду. Они всю мою историю «раскапывали». Кроме того, мне рассказывали, что во всех странах на эту роль выбирают актера типа «мачо». Продюсер признался, что до премьеры не верил, что что-то получится, так как я «слишком интеллигентный, слишком мягкий». Но в итоге спектакль получился — правда, не похожий ни на один из тех, что играются в остальном мире по этой пьесе. Это тоже нервы щекочет, приятно.

А какие-то ваши семейные шутки вошли в спектакль?

Да, жена съездила в Таиланд и потом при мне всем рассказывала одну и ту же историю: «Мы катались на слонах, и знаешь, они такие большие, они такие трогательные. И мой слон, он такой большой-большой и трогательный, такой ранимый. Я ему купила корзинку с бананами, а она ж маленькая, он быстро съел, а потом смотрит в корзинку — бананы кончились, и он такой большой, такой трогательный, у него слезинка такая из глаз скатывается». И она каждый раз на этой фразе готова была разрыдаться. Я включил эту историю в спектакль. А потом говорю, что у нас, мужчин, нет такой практики говорить о чувствах, я не могу подойти к другу и сказать: «Андрюша, у тебя так бывает? Тебе хочется плакать, а ты не знаешь почему»

picture

Недавно театр «Маски-шоу» проводил в Одессе фестиваль клоунов. Вы принимали участие?

Я как зритель получил удовольствие от легкости, света, энергетики, которые сейчас все реже и реже вижу в городе и на лицах людей. Больше стало озабоченности, тревоги, нервозности. А здесь вдруг раз — и такой праздник солнца. Многие потом благодарили «Спасибо большое, за последние 1,5-2 месяца мы первый раз улыбнулись». Это большая похвала!

По вашим ощущениям, за последний год стало сложнее вызывать улыбки у зрителей?

Есть много искренних и открытых людей. А у нас есть добро, тепло, солнце в сердце, и мы готовы поделиться этим со всеми. Мы одесситы, нам сам Б-г велел радоваться.

Борис - борись… Очень созвучно!

Валера Чигляев любит обыгрывать мое имя и фамилию в стихах. Например:

Живет по-барски Боря Барский —
Ус лихо закрутив гусарски,
Словами тонко хлопоча,
Как шубу с барского плеча,
Он щедро дарит наслаждения —
Изящные стихотворения!
И барышни ему внимают,
От смеха стонут и рыдают,
А Барский тонкий, как стилет,
Как Пушкин в осьмнадцать лет
(О, как прекрасны те мгновения) —
Летит на крыльях вдохновения!…
Ну,что Борису пожелать —
Всегда вот так хотеть Летать!
Уметь, желать, любить, дерзать —
Нас за собою увлекать!..
Борис — борись! Борясь — крепись!
Крепясь — держись! Все зашибись!

А Вам приходится бороться или идете по жизни шутя?

Я думаю, что я и борюсь шутя, не делая это целью жизни.

В городе меняются флаги, в стране власти. На театре смена политического курса сказывается?

Театр вне идеологии. Ну а политиков мы многих знаем. Приходят иногда на спектакли. При разных правительствах, разных политиках мы сколько прошли! К примеру, звание заслуженных артистов нам с Делиевым Кучма дал, целовал в щеку, а народных — Ющенко.

А во время выступления вы тратите энергию или подзаряжаетесь?

Естественно, на сцене ты выбрасываешь все, что у тебя есть. Другое дело, что все равно ты окрыленный, ты заканчиваешь играть — зрители встают, аплодируют. Бывает, зрители сзади незаметно подходят и пытаются дотронуться — это самый большой комплимент.

picture

На счастье потереть не пытаются?

Нет. Но бывают очень смешные вещи. К примеру, у нас идет спектакль «Орфей и Эвридика» о взаимоотношениях мужа и жены, которые прожили 25 лет вместе и которые друг без друга не могут, и друг друга на дух не переносят. И у меня там есть фраза: «Отныне сам с собой вдвоем в гармонии, на все плюя». Орфей говорит: «А от кого так пахнёт конем? А, слава богу, от меня». Спектакль заканчивается, выхожу, фотографируюсь со всеми. Подходит женщина, понюхала, говорит: «Ничего конем не пахнет».

Утесов писал об особенностях одесской публики. А прочувствовали особенность публики в разных городах и странах?

Об этом можно много говорить. Южная публика, к примеру, реагирует быстрее. Мы гастролировали в Колумбии, 3,5 месяца в цирке работали и я выходил, на испанском языке объявлял названия номеров. У меня было ощущение, что это Одесса, маленькая, потому что люди такие открытые, душевные, дружелюбные и каждый второй хочет тебя обдурить, а не получается. Он говорит: «Извини, сеньор, хотел обмануть, но ты хитрый, ты хитрый!»

Там была такая шутка. Я объявлял по бумажке названия номеров, читал вроде «Macino de huego». Это игровые автоматы. А потом доставал бумажку и там текст на испанском. Они привыкли, что я по бумажке все объявляю. И тут я достаю бумажку и говорю: «Мой котеночек, надеюсь, что сегодня ночью ты не облажаешься так же, как вчера». А потом говорю по-испански: «О, извините, это другая бумажка». После доставал еще одну и объявлял. Все, у них истерика была и дальше ничего не требовалось. Я выходил, и они начинали ржать: «Это, который облажался и еще всем рассказал». Мы пробовали ту же шутку в Германии на немецком, у немцев другая реакция: «O, найн. Он облажался, еще и всем рассказал. Боже мой, какой позор». Они так переживали.

И одесситы очень сильно отличаются. Очень точно сказал наш писатель Валера Смирнов, что у одесситов авторитетов нет. В этом тоже есть какое-то своеобразие зрителей. И, к примеру, каждый второй может подойти на улице и рассказать, как мне надо правильно прыгать на сцене.

До сих пор это происходит?

Да. Или «Маски» снимали бомжатник и играли бомжей. Подходят настоящие бомжи и говорят: «Слушай, не обижайся, не одеваются бомжи так. Белые носочки. Это вообще-то круто. Если хочешь, чтобы было достоверно, давай меняться — я тебе даю вещи. Ты — мне». Я говорю: «Не надо, я после тебя не надену. Ты тоже не обижайся».

picture

Вы артист, вы — поэт. У меня дома есть книжка ваших стихов «Понарошку». Кто из современных поэтов и писателей вам близок?

Как-то, когда я болел, Жорик Делиев пришел меня навестить в больницу и принес вырезку из газеты. Первое, что я прочитал, лежа в травматологическом отделении: «А скольких медсестер я вернул к жизни». Так я познакомился с Владимиром Вишневским. Потом были гастроли то ли в Питере, то ли в Москве, и после концерта нам накрыли столы прямо в фойе театра. Ко мне подошел какой-то мужчина с усами и говорит: «Я слышал твои стихи, они мне понравились». А я ему говорю: «Сейчас на всем постсоветском пространстве два нормальных поэта: я и Вишневский, все остальное фигня». Он говорит: «Подожди, я возьму коньяк» и убежал, приносит коньяк. Я говорю: «А ты кто?» — он отвечает: «Я — Вишневский». Вот так мы с ним познакомились.

Мне очень нравится Тимур Шаов из бардов, у него очень умные стихи, ироничные… Но конкретно я не могу называть поэтов потому, что я очень много поэзии в своей жизни перечитал. Когда ездили на гастроли, самым заветным делом было приехать в любой город и прочесать все книжные магазины (тогда нормальной литературы не издавалось вообще). Домой в каждой сумке увозили по восемь, десять, двенадцать книг. Вот поэтому я сейчас горжусь своей библиотекой, я ее наконец-то довел до ума. Когда привел в порядок, встал, замер и смотрю, а мне жена говорит: «Ну и что ты смотришь»? Я говорю: «Знаешь, здесь вокруг меня столько умных людей собралось!»

Стесняюсь спросить, а как вы завоевали такое звание как «старый дурак»?

Это меня Слава Полунин в Академию дураков принял и присвоил почетное звание «Старый дурак». Так что я академик с почетным званием «Старый дурак».

Каковы перспективы карьерного роста в этой академии, есть более почетное звание?

Нет, дальше, по-моему, некуда. Я немного возмутился, почему старый дурак? Я еще не старый. Мне сказали, дурак - это же почетно!

Не могу удержаться, чтобы вам не задать абсолютно дурацкий вопрос: у вас такая замечательная форма усов, как вы ее выбрали? Давно ли?

Это в девяносто пятом году мы снимали сериал, я конферансье играл, а Саша Цекало там снимался с Лолитой. Полгода работали на Одесской киностудии. И мне нужно было каждое утро подкручивать усы, а это делали гримеры специальными щипцами, и они периодически поджигали, очень неприятно. А вечером усы раскручивал в обратную сторону и через неделю вдруг подумал: зачем я раскручиваю их в обратную сторону, если завтра мне их закручивать надо? И для того, чтобы меньше вмешивались гримеры, я начал их сам подкручивать. С тех пор даже жест-паразит появился — теперь начинаю о чем-то думать и кручу усы.

picture

Из «Истории болезни» на сайте Бориса Барского

Обычно, трижды в неделю, маму вызывали в школу по поводу моего недоброкачественного поведения. Трижды пытались выгонять из пионерских лагерей практически ни за что. Формулировки были смешны и нелепы: «Раздразнил осла в зоопарке», «Капнул одеколоном “Шипр” в ноздрю спящего дебильного пионера», «Сделал директора пионерского лагеря — помазанником божьим». Последнее, не скрою, было одним из самых веселых и дерзких приключений моей обезбашенной юности. Терпеливо нагреть до температуры тела флакончик зеленки и глубокой ночью храбро пробраться в комнату спящего директора. А там отважно перелить и размазать содержимое флакона по его полированной временем голове. Проснувшись, он так и не смог отстирать под краном зелень со своей башки. Это послужило поводом тщательного расследования пионервожатыми всех отрядов на утренней линейке. Я бы молчал даже под пытками, но выдали испачканные зеленкой пальцы.

И верх педагогической бестактности советской образовательной системы — учительнице сказать во всеуслышанье моей маме, что я — «тугодум и умственно отсталый ребенок».

Пришлось, я просто был вынужден, на долгие годы затаиться и уйти в андеграунд. Жизнь заставила. Это уже гораздо позже учителя той же школы приходили ко мне с просьбой дать фотографию известного клоуна и поэта — меня, с целью повесить ее на доску почета, чтобы ученики, проходя мимо, могли гордиться и равняться на известную и всенародно любимую личность. Не дал.

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю