Календарь
Календарь
Недельная глава:
Ноах
Общество 21 Февраля 2015, 11:56

Израильские политики боятся быть серьезными?

время Время прочтения: 6 мин.
Израильские политики боятся быть серьезными?

В израильском интернете поднялась волна дешевого политического юмора, который на самом деле свидетельствует о не самых приятных личных качествах местных политиков. Иностранные наблюдатели, которых постоянно убеждают в невероятной важности этих выборов для сионизма, удивлены отсутствием каких-либо серьезных дебатов на тему будущего страны и тем фактом, что партии не особо спешат делиться детальным описанием своих программ.

В Израиле сегодня то и дело появляются смешные вирусные ролики от разных политических сил — но учитывая, сколько всего сейчас поставлено на карту в стране, — это кажется как минимум странным. При всем при этом, есть что-то очень израильское в том, насколько активно этот юмор используется в качестве инструмента политической игры. Социальные платформы уже трансформируют избирательные стратегии по всему миру и, похоже, израильтяне хотят опробовать эти подходы на себе чуть ли не первыми.

В целом, социальные сети идеально сочетаются с израильским политическим пейзажем. Законы, которые были приняты в 1959 году, жестко ограничивают освещение выборов на радио и телевидении до голосования. В отличие от других демократических стран, в Израиле нет официальных правил, которые регламентировали бы взаимоотношения между политиками и избирателями. Отсутствие региональных представителей означает, что нет тех, кто бы ходил по домам и рассказывал избирателям о преимуществах своей партии, как делается, скажем, в Британии. Политические гонки в Израиле перестали считаться тем широкомасштабным общественным событием, каким они в свое время были.

Есть что-то очень израильское в личном общении с избирателями через социальные сети. Это та самая неформальная часть публичной жизни, где политиков и армейских генералов знают по детским прозвищам. Это во многом объясняет постидеологический климат страны — именно в этих условиях сегодня социальные сети смогли стать инструментом выделения отдельных партий во всей этой сложной гонке.

Председатель партии «Еврейский дом» Нафтали Беннет запустил новый тренд для YouTube-кампаний. В своем ролике лидер религиозных сионистов одет как хипстер: в комплекте с клетчатой рубашкой, большими наушниками и черными очками идут и окладистая рыжая борода, и маленькая собачка на поводке. Весь ролик он навязчиво по поводу и без просит прощения у каждого встречного — тем самым высмеивая левых, которые то и дело извиняются.

В своем первом ролике Биньямин Нетаньяху открыто (и не очень красиво) подкалывает оппонентов: премьер-министр предстает в образе воспитателя детсада, который руководит детским кабмином (ролик был довольно быстро запрещен за кадры с детьми, в политических видео их быть не должно). Потом он снялся в ролике «Биби-ситтер» (по аналогии с «бейбиситтером»), в котором четко сказано: он и только он сможет позаботиться о детях Израиля. В самом последнем ролике Нетаньяху высмеивает отчеты о коррупции, которая якобы царит в его кабинете — Биби называет эти заявления просто набором нелепых слухов, которые отвлекают народ от того, чем на самом деле занимается правительство.

Эти ролики показывают премьера, который всегда производил впечатление очень сурового и неулыбчивого политика, с веселой стороны. Да и в целом, эти вирусы позиционируют правых как политиков, которые уверены в себе настолько, что не боятся подшутить над собой.

И Нетаньяху, и Беннет ведут себя, как «свои парни», каким неженка Ицхак Герцог из партии лейбористов даже представить себя не может (да и Ципи Ливни, сопредседатель «Сионистского лагеря», тоже безвозвратно исключена из этой компании).

Их конкуренты нервно курят. «Мерец» ответила на ролик Беннета простеньким видео, в котором лидер партии, Захава Гальон, переоделась в истовую иудейку (кстати, она очень естественно выглядит в этом образе) — но дальше не пошла, потому что «“Мерец” не собирается подшучивать над своими братьями и сестрами».

Еш Атид выпустила 3-часовой «антивирусный» ханжеский ролик, в котором немолодой мужчина сидит в кресле и все три часа бубнит о достижениях партии за два года работы.

Оба ролика, конечно, не смогли вывести кампании своих политиков вперед — эти попытки расценили скорее как дерзость со стороны правых. И они нарушили главное правило вирусного продукта — если в вашем YouTube-видео нет котиков, там должен быть юмор.

Со своей стороны, Герцог выпустил видеообращение, в котором очень серьезно объяснил, почему никаких смешных вирусов от него ждать не стоит. «За последние несколько недель в сети появилось несколько юмористических зарисовок, в которых Биби предстает как бэбиситтер и воспитатель в садике, — говорит представитель партии лейбористов. — Многие и мне предлагали выпустить пару таких роликов. Но сейчас ситуация в Израиле к смеху не располагает». Реакцией «Ликуда» на это заявление была новая версия «Биби-ситтера», в которой премьер-министр сидит на диване, ест попкорн и смеется. В этот раз он сморит то самое видео от Герцога. Конечно, Герцог прав, но все это морализаторство вряд ли принесет его партии много очков. Эти выборы про другое.

Похоже, политики и их политтехнологи считают, что в борьбе на выборах смешные вирусы куда более эффективны, чем описание платформ и достижений. Предложение Нетаньяху позаботиться о детях нации не сопровождается никакими подробностями о том, как именно будет обеспечена безопасность этих самых детей, как они будут получать образование и смогут ли в будущем купить себе дом.

Последний ролик «Ликуда» получился самым жестким — боевики ISIS в белом пикапе спрашивают у водителя другой машины, самого обычного парня, как им добраться до Иерусалима. «Поверните налево!» — весело отвечает тот. Вот он, толстый намек на предательство левых в военных вопросах. И фраза в финальном кадре автоматной очередью: «Левые уступят террористам».

Юмор — это прекрасный способ заинтересовать людей политикой, но здесь смех — самоцель, и это, увы, говорит о том, что и у политиков, и электората ожидания не слишком большие.

Когда у тебя нет решений ни одного из вопросов, которые сейчас стоят перед Израилем, проще всего посмеяться и скатиться в популизм. А ведь у страны и правда есть сложности — это и международная изоляция, и пропасть между бедными и богатыми, не говоря уже о затяжном конфликте с миллионами палестинцев.

Эти ролики, конечно, смешные — но неумные. В стране, где проблем выше головы, все эти кампании слишком уж поверхностны.

Источник: Haaretz
Перевод: Ганна Руденко