Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество17 Ноября 2016, 12:24

Ли Страсберг и его метод

Ли Страсберг и его метод

Совершенно не представляю, что можно написать о Ли Страсберге: любые слова меркнут перед грандиозностью его свершений. Изменить мир к лучшему пытаются многие - политики произносят красивые слова, военные размахивают дубинками, философы разрабатывают концепции социального устройства - но добиться своей цели удается очень немногим.

В начале 30-х годов, когда никому не известный молодой человек открыл в Нью-Йорке театр под названием "Group Theater", ставивший в основном политические пьесы, дорога на американскую сцену (и уж тем более на киноэкран) была открыта только красавцам. Впрочем, в Европе положение было немногим лучше. Конечно, некрасивые, но талантливые люди тоже иногда добивались успеха как актеры, но каждое из этих исключений только подчеркивало незыблемость этого правила. Красавцы и красавицы могли быть тупы как пробки и вообще не уметь играть, но это никого не беспокоило: боссы киностудий и владельцы бродвейских театров были искренне и непоколебимо убеждены, что должным образом проведенная рекламная кампания способна прославить любое ничтожество. Поэтому, несмотря на всю свою популярность, звезды кино и театра (не говоря уже о менее знаменитых актерах) в те годы были практически бесправны: продюсеры не только диктовали им, какие роли играть, но и тщательно контролировали личную жизнь своих крепостных актеров. Строптивцев, осмеливавшихся спорить с боссами, жестоко наказывали и обычно навсегда выбрасывали из шоу-бизнеса...

picture

В таких условиях у щуплого и низкорослого еврейского юноши не было никаких шансов добиться успеха в шоу-бизнесе. Но по странной иронии судьбы в груди этого неказистого паренька горело страстное, негасимое желание стать актером. Не звездой со всеми полагающимися звездному статусу причиндалами - толпами поклонников, морем цветов и розовым лимузином - а актером, то есть играть, создавая яркие убедительные образы, творя на сцене и на экране новый мир столь же убедительный, как реальность. "Ли Страсберг служил Искусству так же истово, как древние святые - Богу", - много лет спустя скажет Салли Керкленд, одна из его учениц. Началось все с малого: при "Group Theater" была открыта актерская школа, где Страсберг обучал всех желающих по собственной методике, разработанной на основе учения об актерском искусстве Константина Станиславского.

Большое видится на расстоянии, и сейчас результаты деятельности группки идеалистов в изнывающем от Великой депрессии Нью-Йорке, до хрипоты споривших о творческих методах никому, кроме них, не интересного в Америке русского режиссера, заметны особенно хорошо. Примерно половина звезд 50-60-х годов и практически все без исключения звезды 70-80-х имели то или иное отношение к студии Ли Страсберга. Одни (Аль Пачино, Дастин Хоффман, Роберт Де Ниро) начали свой творческий путь с учебы в этой нью-йоркской школе. Другие (Мэрилин Монро и ряд звезд 50-х) приходили к Страсбергу, уже достигнув известности, чтобы расширить свой творческий и человеческий кругозор. Третьи изучали актерское мастерство в школах, открытых учениками легендарного учителя (Джек Николсон учился в школе Мартина Ландау, выпускника студии Страсберга). Кроме вышеперечисленных актеров, то или иное отношение к легендарной студии имели Генри, Джейн, Питер и Бриджет Фонда, Монтгомери Клифт, Марлон Брандо, Элизабет Тейлор, Ричард Бертон, Джеймс Дин, Пол Ньюман, Стив Маккуин, Энн Бэнкрофт, Эллен Берстин, Сисси Спейсек, Салли Филд, Мартин Шин... Список не полон, но достаточно красноречив.

picture

Был у Страсберга и еще один ученик - невероятно талантливый режиссер, вклад которого в американское искусство трудно переоценить (достаточно сказать, что он одним из первых за всю полувековую историю Голливуда начал снимать не в павильонах и не на территории киностудий, а "на натуре", то есть в реальных интерьерах). В недоброй памяти эпохи "охоты на ведьм" в начале 50-х он выступил на заседании Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности и назвал имена тех своих друзей по студии Страсберга, которых подозревал в приверженности коммунистическим убеждениям. В результате этих показаний Пола, первая жена Страсберга, была занесена в "черные списки", что означало запрет на любую творческую деятельность в театре или кинематографе.

Впрочем, среди учеников прославленного педагога отступником стал только один, а остальные оказались достойны своего наставника. Уже в начале 50-х годов воспитанники Страсберга заняли в Голливуде важное место, а полтора десятилетия спустя они добились поистине триумфальных успехов. Эти люди очень отличались друг от друга и своими личными качествами, и творческими убеждениями, и характером дарований. Дастин Хоффман, например, в силу весьма своеобразных внешних данных, был, казалось бы, обречен играть лишь очень немногие роли: однако он сумел тем не менее доказать, что может успешно сниматься во всех амплуа в фильмах любых жанров. Джейн Фонда, так и не ставшая второй Брижит Бардо, ярко проявила себя как защитница обездоленных и неприкаянных, без устали борясь против подлости и угнетения, за мир и справедливость во всем мире. Джек Николсон, с упорством Дон Кихота бунтовавший против обезличивающей власти общества, создал целый ряд неповторимых киногероев, отчаянно не желающих "жить как все".

picture

Открытием стала и Эллен Берстин, воплотившая на экране абсолютно узнаваемый образ настоящей американки, не слишком-то образованной, не особенно удачливой и не очень счастливой жены и матери. Миллионы поклонников во всем мире завоевал Аль Пачино, подаривший своим экранным персонажам собственный взрывной темперамент и упорное стремление добиваться поставленных целей, несмотря ни на какие препятствия. Легендой мирового кино стал молчаливый и загадочный Роберт Де Ниро, создавший фантастически убедительные образы среднестатистических американцев... Все эти люди были очень талантливы и, возможно, смогли бы добиться успеха, даже если бы и не изучали актерского мастерства по методу Ли Страсберга. Но вклад этого удивительного человека в судьбы всех крупнейших американских актеров заключается не только в том, что он помог им научиться играть. Гораздо важнее то, что Страсберг смог пробудить в своих учениках веру в себя и в то, что актер должен быть самостоятельной, мыслящей, творческой личностью, а не марионеткой в руках продюсеров.

И в один прекрасный день оказалось, что настоящими героями Америки стали не заботливо лелеемые всесильными продюсерами яркие звезды, а пришедшие в Голливуд ученики Страсберга, не выделявшиеся своей внешностью. Но именно они делали кассу, именно им рукоплескали поклонники... Теперь уже не актеры заискивали перед боссами студий, а наоборот, киномагнаты стремились заинтересовать прославленных и независимых актеров нового поколения своими предложениями. (Хотя первые случаи выплаты рекордных гонораров актерам имели место еще в начале 60-х, постоянной практикой они стали именно в середине 70-х годов, когда бал в Голливуде правили ученики Страсберга.) Дольше всех держались киноакадемики, не желавшие вручать чужакам свои ценные призы, но в конце концов дрогнули и они.

Дела пошли так хорошо, что приглашения в кино удостоился и сам Ли Страсберг. В 73 года легендарный педагог дебютировал на киноэкране в картине Копполы "Крестный отец-2" (1974), где сыграл роль внешне безобидного, но очень опасного еврейского мафиози Хаймана Рота. Страсберг долго сомневался, стоит ли ему на восьмом десятке начинать карьеру киноактера; особенно его смущало, что сначала роль Хаймана Рота была предложена Элиа Казану, но тот отказался. Кроме того, несмотря на все уважение к знаменитому мастеру, боссы студии Paramount Pictures и сам Коппола настаивали на том, чтобы он прошел кинопробы.

picture

Как вспоминает Салли Керкленд, на данное предложение ее учитель отреагировал очень резко: "Никаких проб! - решительно заявил он. - Неужели вы будете пробовать меня после того, как вам отказал Казан?!" По слухам, убедить разъяренного Страсберга все-таки принять предложение Копполы смог лишь его самый преданный ученик, Аль Пачино, боготворивший своего учителя (в 1979 году эти двое вновь вместе сыграли в ленте "И правосудие для всех" Нормана Джуисона). Кроме того, хотя Страсберг относился к Фрэнсису Форду Копполе достаточно прохладно, он сразу нашел общий язык с его отцом, Кармайном Копполой, аранжировавшим музыку для фильма. Как рассказывает Салли Керкленд, поговорив 45 минут с Кармайном, Страсберг повернулся к Фрэнсису и сказал: "Хорошо, я буду у вас сниматься".

За свою работу в этой ленте Страсберг номинировался на "Оскар" как лучший актер второго плана, однако награда досталась его ученику Роберту Де Ниро, сыгравшему в "Крестном отце-2" роль молодого Вито Корлеоне. Но если эта номинация была почетна, то выдвижение на "Золотой глобус" показалось легендарному учителю оскорбительным, поскольку он номинировался на эту премию в категории "Лучший дебют". Как вспоминает Анна, вдова Страсберга, незадолго до церемонии вручения этой награды к ее мужу обратились организаторы церемонии с вопросом, планирует ли он посетить ее. Страсберг ответил отказом, и в результате "Золотой глобус" за дебют достался другому... Во второй половине 70-х годов Страсберг еще несколько раз снимался в кино, в том числе в ленте Мартина Бреста с пророческим названием "Красиво уйти" (1979)... Прославленный педагог умер в зените славы своей студии, почитаемый всеми людьми, имеющими отношение к кино. Но боссы Голливуда так и не простили Страсберга - чужака, сумевшего в тяжелой и неравной борьбе одержать победу над всесильной "фабрикой грез". Великий учитель, сделавший для кино, пожалуй, больше, чем любой из американцев, так и не был удостоен почетного "Оскара" за вклад в кинематограф. Эта несправедливость и поныне остается одной из самых вопиющих за всю историю существования американской Киноакадемии...

Авторитет студии Страсберга по-прежнему остается высоким, но новые выпускники этой школы пока еще не добились в Голливуде такого успеха, как их предшественники 20, 30 и 40 лет назад. Почему так происходит? Трудно сказать... Возможно, талантливым, увлеченным людям, возглавившим после смерти мастера его студию, все же не хватает истовой увлеченности своего учителя. А может быть, дело в том, что в студию Страсберга сейчас стремятся поступить именно те, кто хочет добиться успеха - славы, толп поклонников и миллионных гонораров? Впрочем, к самому Страсбергу эти проблемы не имеют никакого отношения... 17 ноября 2001 года исполнилось сто лет со дня рождения великого педагога. К этой дате на театральной сцене была вновь поставлена пьеса "Имена" (Names), в которой Страсберг играл главную роль.

picture

Сюжет этой пьесы - история старого сварливого учителя актерской школы, вкладывающего всю душу в своих учеников и однажды преданного ими, - заставлял вспомнить события из жизни самого Страсберга и одного из его лучших учеников, Элиа Казана. В Театральном институте Ли Страсберга был открыт памятник основателю этого исследовательского учреждения. В честь легендарного учителя была выпущена почтовая марка┘ А 5 декабря в крупнейшем кинотеатре Нью-Йорка прошел вечер памяти Ли Страсберга, на котором присутствовали Анна Страсберг с сыном Дэвидом Ли и многие выпускники знаменитой студии, в том числе Мартин Ландау, Салли Керкленд и Рене Тейлор. Был показан "Крестный отец-2", а после окончания сеанса родные, друзья и ученики Страсберга вспоминали, вспоминали, вспоминали... Конечно, жаль, что на этот вечер не смогли приехать остальные выпускники прославленной школы, но, с другой стороны, чтобы вместить всех учеников Страсберга (ведь каждый из них непременно приехал бы с семьей и телохранителями), наверное, понадобился бы не кинотеатр, а как минимум стадион.

Конечно, память этого великого человека можно было бы увековечить гораздо более эффектно (например, если бы каждый из его учеников выделил для этого хотя бы по пять процентов от заработанных им денег, то, наверное, вполне можно было бы поставить Страсбергу памятник из золота, превышающий высотой самые высокие небоскребы). Но, с другой стороны, Страсберг прожил хоть и непростую, но очень счастливую жизнь, он успел порадоваться успехам своих учеников и учеников своих учеников, а со временем и сам пробился на киноэкран. Однако главной наградой для этого удивительного человека наверняка стало то, что теперь каждый знает: для того чтобы стать хорошим актером, нужен талант и желание работать.

Все остальное - внешность, национальность, цвет кожи - особого значения не имеет. Ради того, чтобы эта мысль дошла до каждого, - начиная от мальчишки-беспризорника и заканчивая самым последним киноакадемиком, - Ли Страсберг работал всю жизнь и в конце концов добился своего. Каким образом он сумел достигнуть своей цели? Пожалуй, ответ на этот вопрос дала Анна Страсберг: "По-моему, вся его жизнь была непрерывным исследованием, изучением чего-то нового, неизведанного. Даже когда он снимался в "Крестном отце-2", уже очень немолодым человеком, он продолжал учиться. Он учился всю свою жизнь┘" Если вы смотрели хоть один фильм, в котором снимались ученики Страсберга, если вы при этом радовались или негодовали, смеялись или плакали, увлеченные происходящим на экране, - восхищаясь мастерством актеров, не забудьте и их учителя, благодаря которому эти актеры стали теми, кто они есть. Помните Ли Страсберга, - право же, он этого заслуживает.

Источник: Movie.Ru

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю