Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество02 Сентября 2015, 15:10

Мейлах Шейхет: Администрация Львова препятствует восстановлению еврейского квартала

Мейлах Шейхет: Администрация Львова препятствует восстановлению еврейского квартала

Мейлах Шейхет - директор Центра исследования иудаики и благотворительной организации "Еврейское возрождение", глава представительства Американского объединения комитетов для евреев бывшего Советского Союза, участник подпольного еврейского движения в СССР.

Родился в Коростене Житомирской области, вырос во Львове. Окончил Одесский электротехнический институт связи, 25 лет преподавал во Львовском техникуме связи и Высших курсах ИТР связи. Специализируется на защите еврейского культурного наследия Львова.

Расскажите о вашем участии в еврейском подпольном движении Львова. Это очень интересный период истории евреев западной Украины, да и напрямую связан с вашей деятельностью в сфере защиты еврейского культурного наследия…

Да, я участвовал в подпольном движении, начал в 1981 году. Пока были живы родители, я был полностью посвящен им, я ничем другим не мог заниматься. Когда они ушли в настоящий мир праведников, я стал заниматься еврейской жизнью более активно.

Я начал ездить в Москву, принимал участие в подпольных образовательных семинарах. Проводил время в синагоге в Марьиной Роще, особенно во время праздников бывал там очень часто. Мы собиралась на квартирах… Была квартира Эрики Шаинской на Калининском проспекте, бывшей жены композитора Шаинского, там проводились уроки.

Во Львов я привозил книги, за которые можно было получить десять лет «по Ленинским местам Сибири». В моем доме была библиотека, я раздавал эти книги. Это было время, когда еврейская молодежь безумно тянулась к любому глотку свежего воздуха, это был период стагнации советской власти, было тяжело.

Мой отец часто мне говорил: «Мейлах, эта система развалится за один день». Я жил этими словами. Поверить в это было очень тяжело, советская власть была по-настоящему страшной и идеально организованной для преследований. Несколько раз меня вызывали в КГБ, мой отец входил в подпольный миньян. Я им говорил, что я не могу поменять своего папу, он верующий человек и хочет жить как еврей.

Я занимался всей этой деятельностью назло власти, я искренне желал Советскому союзу только погибели. Конечно, одновременно с этим я находил в этом утешение от той боли, которую пережил с потерей замечательных родителей, сохранивших цельные души искренне верующих людей до последнего дыхания.

Мы привозили из Москвы много вещей, передавали их диссидентам-отказникам, а они их продавали через комиссионные магазины. Эти люди хотели выехать, теряли работу, средства к жизни… Люди жили очень тяжело, не имели что кушать, распадались семьи. Мы делали то, что могли. Ну, а потом началась перестройка.

Я был преподавателем и мог потерять работу, доверял только самым близким друзьям, людям, которых я знал с детства. Меня пытались завербовать в КГБ, но я не дался… Много можно рассказывать о тех временах.

Сегодня у людей гораздо больше свободы и возможностей выбора чему себя посвятить. Молодежь реже приходит к еврейской культуре и традициям. Как привлечь людей к познанию своих традиций и культуры?

Советская власть сделала очень много для того, чтобы до основания разрушить еврейское отношение к своим ценностям. К сожалению, они достигли успеха в этом деле. Мы получили народ, который был выхолощен. Конечно, этот народ сохранял свою идентичность, но больше сохранял не потому, что имел это внутри, а благодаря пятой графе.

Вот эта пятая графа, она фактически стала причиной спасения еврейского народа. Даже если еврей не считал себя таковым, ему неевреи об этом напоминали. Это заставляло молодежь задуматься.

Сегодня мы имеем расслоение, так как большая часть бывших советских евреев не приобщается к своим корням. Мне кажется, нам не хватает сильных еврейских лидеров. Для некоторых лидеров их деятельность является обычной работой, хотя, на самом деле, это жизнь.

Хотелось бы, чтобы еврейские лидеры жили своим еврейским призванием и искренне хотели бы помогать другим евреям возвращаться к своим корням.

Расскажите о планах развития еврейской общинного центра при синагоге Золотая Роза во Львове?

Мы предполагаем полную реставрацию еврейского квартала Львова в соответствии с утвержденной на всех требуемых законодательством уровнях «Программой Регенерации», созданной ведущими украинскими архитекторами и при поддержке Гранта Посла США. Соответственно с реставрацией еврейского квартала и будет формироваться жизнь. Пока что мы имеем очень ограниченное помещение, поэтому у нас очень мало путей для развития. Мы используем часть прохода к синагоге, это та часть, которая сохранилась со старых времен.

Мы – единственная организация, которая добилась гранта на то время. Мы сделали программу регенерации, которая утверждена на всех уровнях, включая ЮНЕСКО, но власть ее отвергает. Как такое можно допускать? При этом ни один из проектов городской власти не был согласован ни с кем. А ведь это территория, на которой нельзя ничего строить без согласования. До какого уровня может дойти беспредел, топтание на сокровенных чувствах обоих народов?

Развитие еврейской жизни зависит от самих евреев. Конечно, когда создаются условия – развивать гораздо легче, а когда создаются искусственные препятствия – это совсем другое дело.

Эта часть территории важна не только для еврейской общины, она важна для всего мира, является частью Всемирного культурного наследия под эгидой ЮНЕСКО. Это часть истории Львова. Что мы имеем после кровавого ХХ столетия? Еврейские кладбища, которые в жутком состоянии, и этот кусочек истории Львова, его еврейского квартала.

picture

Вы говорите о планах развития путем полной реставрации еврейского квартала. Это только планы, или же в этом направлении ведется работа?

Это только планы, потому что их не дает реализовывать местная администрация в угоду корпоративным интересам. Есть фонд, который готов вложить в это деньги. В 2011 году мы получили согласие этого фонда на полную реставрацию синагоги. Однако город нас не поддержал и реставрация не состоялась.

Город не поддержал на уровне городской администрации?

На уровне руководства городской администрации. Они не аргументировали свой отказ. А когда прошло время и им было некуда деваться, они написали отписку, мол, спрашивайте у Министерства культуры.

По идее, с точки зрения законодательства, эта территория национального культурного наследия находится в подчинении Кабинета министров Украины и ЮНЕСКО. Но это ведь часть современного города, его центра, власть ведь тоже должна быть заинтересована в сотрудничестве.

Министерство культуры и Глава УГКЦ нас поддержали, но ничего не двигается вперед, так как городские власти все еще стопорят процесс. Они считают, что имеют право регулировать все решения по этому кварталу, хотя на самом деле они не имеют на это никакого права. Это территория ЮНЕСКО, это национальное культурное наследие и этим по международной конвенции 1972 года занимаются и за это отвечают исключительно государственные административные структуры – Министерство культуры и областная администрация.

В законе по сохранению культурного наследия написано, что национальным культурным наследием распоряжается Министерство культуры. А наш еврейский квартал таковым является.

Вы высказывали недовольство реализацией программы «Пространство синагог». В чем причина вашего неодобрения?

Раньше они хотели запустить проект под названием «Площадь трех синагог». Исторически такой площади никогда не существовало. Там и площади не было, а то, что они назвали площадью – руины Большой синагоги.

Они же решили эту территорию задействовать как рекреационную зону для коммерческих структур, которые расплодились вокруг еврейского квартала. Для того, чтобы придать этому хоть какое-то добропорядочное лицо и было принято решение создать «Площадь трех синагог».

Согласно требованиям ЮНЕСКО, все исторические здания, являющиеся частью международного культурного наследия, должны быть реставрированы или представлены таким образом, чтобы человеку было понятно, за что и благодаря чему это место вообще попало в список ЮНЕСКО.

Проект «Площадь синагог» не соответствовал этому требованию, этот проект не прошел одобрения ни областной администрации, ни Министерства культуры, ни ЮНЕСКО - поэтому мы подали в суд и выиграли его. Этот проект был частью Международного конкурса, который был аннулирован также и потому, что сохраненной предполагалась лишь часть территории Старого еврейского кладбища и Яновского лагеря, где проводились массовые расстрелы. Это три места еврейской истории, при этом ни одно из них не было изучено и ни по одному из них не был составлен паспорт объекта историко-культурного наследия, подлежащий утверждению Министерством Культуры Украины.

На территории еврейского кладбища работают два рынка, их планировали оставить. Когда я их спросил, что делать с рынками, мне начали говорить о том, что я не уважаю частную собственность. Они решили «завернуть» в Международный конкурс свои коммерческие интересы: рынки и рестораны.

В старинном еврейском квартале открылось множество ресторанов, из которых ни один не является еврейским – ну что ж. Но то историческое наследие, которое осталось, они решили забетонировать и накрыть плитами.

Естественно, мы выступили против, это сакральные территории, они сохраняют свою сакральную значимость, свою значимость для ЮНЕСКО, как часть мирового культурного наследия. Например, еврейский квартал Праги закрывается на ночь, он не может подвергнуться осквернению. А у нас, после того, как не удалось создать «Площадь трех синагог», поменяли название на «Пространство синагог» на том же месте – все для открытых баров и кафе. А что такое «Пространство синагог»? Вся территория Золотой Розы, места развалин Большой синагоги и бейт мидраша.

picture

Это все превращают в променад, не оставляя им шансов на сакральность, консервируя их руинами. Но ведь эти руины важны для нас как места молитв, а для городской власти и бизнеса - это просто открытые площадки.

Но они сделали еще хуже. На месте бейт мидраша они поставили вертикальные стенды с изречениями выдающихся евреев Львова. В основном эти изречения состоят из воспоминаний Трагедии и талмудических толкований. Вывешивать на улицы талмудические толкования категорически запрещено иудаизмом, мы находимся в христианской среде. Мы не имеем права вовлекать христиан в нашу философию, это может приводить к конфликтам. Мы не миссионеры, мы ценим людей за то, что все мы созданы Б-гом, мы ни в коем случае не ищем путей привлечения этих людей в иудаизм. Стенды могут вызывать у некоторых радикально настроенных чувство протеста и, как результат, – осквернение с открытыми формами конфликта, такие как граффити и т.п. Видимо еще не перевелись силы, заинтересованные в межнациональных конфликтах – только этим можно объяснить такое решение «Пространства Синагог». Постыдно и недопустимо, что эти силы допущены к решению вопросов сохранения историко-культурного наследия, а ведь цель сохранения культурного наследия – образовательная, это нужно для гармонизации общественной жизни. Мы, безусловно, будем протестовать и против проекта «Пространство Синагог».

Талмуд говорит, что мы никогда не должны обсуждать вопросы иудаизма с христианами, так как это может привести к конфликтам.

А, с другой стороны, эти вертикальные плакаты с изречениями по поводу той трагедии, которая случилась во время Холокоста, – для этого есть места концентрационных лагерей.

Кроме того, если эту территорию реставрировать, то она может стать не только живым памятником еврейской культуры для будущих поколений, а и отличным магнитом для экскурсий, показывающих еврейский образ жизни как бы изнутри. Этот кусочек квартала должен иметь восстановленную микву, синагогу, дом учения, которые можно использовать в образовательных целях. Антисемитизм, в значительной степени, обусловлен незнанием еврейского образа жизни. Эта реставрация была бы важным шагом на пути гармонизации украино-еврейских отношений.

Там, где была большая синагога, на том месте, где они [городская администрация и корпоративные организации – прим. И.Н.] раньше решили сделать «Площадь трех синагог», а теперь «Пространство Синагог» - мы запроектировали археологический театр, поскольку украинские археологи нашли там уникальные объекты истории деревянного Львова. Они решили, что этот объект нужно музеифицировать. Я предложил сделать археологический театр на первом этаже, а на втором этаже сделать выставочный зал еврейского искусства. В музеях Львова имеется большое количество еврейских коллекций, но их негде выставлять, не хватает площадей. Национальные музеи достали из запасников множество произведений искусства, связанных с украинской культурой, и я их понимаю. Если мы сделаем здесь выставочный зал – это тоже поможет налаживанию межнациональных связей. У нас есть примеры, когда украинская молодежь знакомится с еврейской культурой, традициями, пытается выражать это все в своем творчестве. Есть замечательная художница, профессор Марта Токар, которая написала замечательную серию картин «Иудейские горы». Она не имеет места, где это выставлять.

Мы хотим показать красивое прошлое еврейского народа в этом еврейском квартале. Здесь была миква, синагога, бейт мидраш, а, значит, была и гармония, был и межнациональный диалог. Это был вариант толерантности еще в XVI столетии. Нам ведь нужно строить свои отношения именно на исторических позитивах, так как наши враги все время нас сталкивают, говорят нам, что мы тоже враги. А, по большому счету, нас сделали врагами в кровавом ХХ веке, но ведь и нормально мы тоже жили. Это важный момент для будущего, ведь если мы будем показывать положительный опыт прошлого, но помнить и о негативном, чтобы печальное прошлое не повторилось, то у нас есть что показать позитивное и рассказать об этом грядущим поколениям языком сохраненного историко-культурного наследия.

Поймите, это моя жизнь, я занимаюсь сохранением еврейского наследия более 25 лет. Сколько можно ругаться, ведь нужно и можно найти хорошие моменты отсчета. Но здесь завязана еще и грязная политика.

Еврейский квартал Львова и в целом еврейское историко-культурное наследие – своеобразный узел, в котором сходятся хорошие и плохие интересы. Последние полтора года, после Революции Достоинства, нам открываются положительные страницы межнационального сотрудничества в Украине. Так вот именно на этом нужно строить будущее.

Представьте, более 70% еврейских захоронений на Новом еврейском кладбище уже заполнено нееврейскими захоронениями. Это нормально? Пусть это было при советской власти, но Украина уже 25 лет является независимым государством. Такие решения власти – доказательство того, что Украиной все еще правят на коммунистический манер. Нам в горсовете говорят, что это не еврейское кладбище. Я им несу архивные документы, на что мне отвечают решением этого же горсовета от 1980 года о том, что это кладбище не является еврейским. Они пользуются решением советских времен, вдруг зауважали свергнутую власть ради своих целей. Восьмидесятый год, уже несуществующее государство, а они все еще пользуются его решениями, которые даже тогда не соответствовали законам, что нами было доказано. Но городские власти Львова продолжают этим пользоваться. Разве это не есть государственный антисемитизм?

Видные украинцы меня поддерживают. Шухевич меня очень поддерживает, он ходил со мной во все государственные органы и суды… Я не имею права иметь претензии к таким людям. Эта старая гвардия, которая сидела в тюрьмах за то, чтобы Украина стала независимой, они, к сожалению, уходят… . Мама Шухевича спасала еврейскую девочку, хотя его отец был генералом УПА. Разобраться невозможно так просто, мы все еще живем в плену стереотипов и нужны исследования касательно разрушительного влияния на общественные процессы античеловеческих идеологий, но такие исследования очень редкие.

Но нам это нужно: посмотрим еврейский квартал, имена его выдающихся жильцов, посмотрим на цифру 162000 еврейских жильцов Львова перед войной… Здесь была цветущая еврейская община, евреи не убегали отсюда, здесь не было инквизиции, хотя, бесспорно, не всегда все было просто. Именно поэтому восстановление квартала было бы хорошим примером, но городская власть Львова этого не хочет.

Поэтому я так бьюсь за еврейский квартал. Не нужна никакая «Площадь трех синагог», не нужно «Пространство синагог», нужна аутентичность.

 

Цдака — основа мира

Пожертвуйте на деятельность

Объединённой еврейской

общины Украины

Поддержать