Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество30 Января 2017, 12:08

Мириам Драгина: Люди с корнями имеют шанс стать смелыми

Мириам Драгина: Люди с корнями имеют шанс стать смелыми

Отвечая на вопрос, кто такой современный украинский еврей, ты сказала: этот человек стремится соответствовать достижениям праотцев. Каким образом мы как народ можем им соответствовать?

Нужно много учиться и стараться каждый день становиться лучше, чем вчера. Очень много людей погибло в самых разных Катастрофах, не только в Шоа. То, что мы выжили и смогли продолжить свой род, — большое чудо. Спасибо нашим предкам за это.

Эта благодарность ставит перед нами сверхзадачу и означает ответственность. Ответственность в том, чтобы найти свой путь и реализовывать себя, что-то привносить в этот мир, выполнять миссию. Продолжать свой род… ведь это тоже важно. Помнить и соблюдать традиции, как минимум знать их. Много работать и преуспевать в своих сферах.

Религиозные евреи часто говорят о выполнении миссии нашего народа. Те из светских, кто знает историю и культуру народа, также о ней говорят, но интерпретируют по-своему. Что это за миссия и каких успехов мы в этом процессе добились?

Насколько я понимаю, миссия еврейского народа — сохранение и приумножение себя, передача религии, традиций, сохранение истории. Полагаю, соответствовать этой миссии довольно сложно, но мы все стараемся насколько можем. Здорово было бы соотнести себя с государством Израиль и порассуждать о мощной стране, развитых израильтянах, ценящих знания и науку. Однако я живу в Украине, могу судить по себе и по немногим ребятам еврейского происхождения из своей среды. Все они много развиваются, что-то создают, они индивидуалисты, они заметны. Наверное, это хорошо и говорит о том, что миссия выполняется.

picture

Насколько современный Израиль соответствует тому, каким бы ты хотела его видеть?

Израиль не просто соответствует ожиданиям — он их превосходит. Это страна, где в каждой из сфер виден результат тяжелейшего человеческого труда. Взять хотя бы рощи в пустыне, где вокруг каждого деревца любовно проложена трубка с орошением. Там потрясающие специалисты во многих областях, здорово развиты технологии, кинематограф, там обожают детей, ценят человеческую жизнь, природу, понимают историю, умеют и трудиться, и отдыхать, задаваться вопросами, самосовершенствоваться.

Мне кажется, создатели государства и современные израильтяне уже давно всем всё доказали. Они превзошли сами себя, они воспитывают своих детей как людей, у которых все должно получиться и получается.

Ты говоришь о человеческих качествах, уровне жизни и развитии технологий. А если посмотреть на политические или же социальные явления, которые порой противоречат современным либеральным позициям?

Какие, например?

Дело Азарии.

Ну это же единичная ситуация. В Израиле нет безымянных солдат. Работает этика, израильские медиа не публикуют имена погибших до того, как о ситуации не узнают родственники.

Говорить о том, кто начал эту войну и как ее завершить, можно бесконечно. В любом случае считать Израиль аморальным — близоруко. В арабо-израильском конфликте я на стороне еврейского государства. Это не только субъективные вещи, это еще и цивилизационный вопрос. Когда есть критическое мышление и есть желание во все это вникать, становится понятно, что защищать свою территорию — абсолютно нормально. Иногда методы жесткие, иногда непредсказуемые, случаются патовые ситуации.

Мировая общественность чрезмерно заигрывает с понятием морали. Ты начинаешь иначе относиться ко многим вещам, когда война приходит в твою страну. При этом всем я считаю, что Израиль показывает очень хороший пример ведения боевых действий в условиях, когда могут пострадать мирные жители. Но это не означает, что солдаты этой страны не ошибаются.

Что, по твоему мнению, сегодня означает этническая идентичность для современного человека?

Со стороны это может быть незаметно, но наше самосознание влияет на уверенность в себе. Уверенность и смелость позволяют быть активными и что-то создавать. Люди с корнями и преемственностью имеют шанс стать смелыми.

Как у детей, которые воспитывались в любви, у них всегда остается ощущение плеча, на которое можно опереться, даже если родителей давно нет, и дети давно выросли. Знание своих корней позволяет осмыслить то, что не хочется терять, чем можно гордиться, что сформировало нас и в чем наши сильные стороны.

picture

Что делать, когда национальная (по политической нации) идентичность конфликтует с этнической?

Чтобы сохранить минимальную безопасность, евреи всегда сотрудничали с государством, в котором жили. Это мудро, в этом нет ничего зазорного. Происходящее в Украине сейчас — замечательный путь, он дает шанс на перемены и развитие. Разумеется, есть евреи в Украине, которые не поддержали Революцию. При этом чрезмерный патриотизм меня тоже настораживает. Что делать? Давать людям возможность побыть индивидуалистами и принимать решения самостоятельно.

В то же время очень часто решения одного еврея воспринимают как позицию всего народа…

Не уверена, что мы должны что-то объяснять людям, которые так думают.

Околоеврейские события последних лет в Украине можно описать как череду «перемог» и «зрад» [побед и предательства]. К чему мы ближе сейчас, по-твоему?

К сожалению, мне кажется, что ближе к «зраде», как и всегда. Может быть, в этой перманентной «зраде» нет ничего страшного, судя по тому, что мы так долго существуем вместе и при этом продолжаем что-то делать.

Есть и антисемитизм, и какие-то странные решения, и отсутствие расследований различных антисемитских инцидентов. Мне кажется, было бы идеально, если бы никого не интересовало происхождение людей вокруг, если бы нас всех не делили. Но раз уж делят — то да, «зрады» больше.Это хороший вызов в любом случае.

Как удается совмещать еврейство и публичность?

Понимаю, что бывают нападки на разных уровнях, включая президента, это ведь замечательная тема для манипуляций. Может быть, в глубине души среднестатистическому украинцу это не важно, но разного толка пропаганда так или иначе использует тему национальности и обращает внимание масс на такие вещи. Потому быть публичным, желать всенародной любви, оставаясь евреем, скорее всего, непросто.

Однако я не настолько крупная фигура, чтобы рассуждать на эту тему и определять, насколько мое происхождение мне помогает или мешает. Никогда не скрывала того, что я еврейка, видимо, поэтому не чувствую дискомфорта от «перехода на еврейскую сторону» и не знаю, как может быть иначе.

О публичности. Old Fashioned Radio, твой новый проект, запущен с мая. Чего вы добились за это время?

Это не мой проект, я работала приглашенным творческим продюсером по контракту, сделала, что должно, контракт закончился в декабре 2016-го. Радио развивается дальше. Мой главный интерес уже не первый год — это популяризация науки. Мы с партнерами готовим научно-популярную конференцию, которая состоится в 2017 году. Она называется Brain & Ukraine, и ее подготовка очень увлекает.

picture

Конференция включает в себя три направления. Первое — популяризация исследований в сфере фундаментальной науки. Мы будем представлять спикеров из разных областей, и постараемся показать, что в Украине есть серьезные научные исследования, которые являются частью мирового научного процесса.

Также будем демонстрировать кейсы из области прикладной науки, будет серия мини-лекций, воркшопы, мастер-классы от ученых. И еще готовится экспозиция украинских изобретений за последние годы.

Судя по всему, мероприятие состоится в Планетарии в конце марта, но место и дата окончательно пока что не определены.

Наша задача — добавить хотя бы несколько кирпичей в формирование экосреды для существования науки в Украине. Очень хочется, чтобы новые знания стали одной из главных ценностей, хочется думать о будущем. И позаботиться о нем необходимо уже сегодня.

Кроме науки, ты работаешь со словами — пишешь статьи, стихи, ведешь передачу на радио. О чем тебе сложно говорить?

Мне всегда сложно работать над социальными темами. Иногда пишу сценарии для социальных роликов и сталкиваюсь со множеством проблем этой темы, которые требуют погружения и системных решений уже не на уровне текста. И вроде бы хочется заниматься медийными проектами, но когда начинаешь писать такой сценарий или делать интервью с человеком, который вернулся с войны, строит приют, занимается благотворительностью, не можешь ограничиться текстом, взять и бросить героя в беде. После таких интервью следует миллион разных задач, которые нужно решить. Хочется собрать для всех деньги, построить все на свете больницы, это затягивает. Перестаешь быть профессионалом, начинаешь занимать сторону и делать не свою работу. Такое для меня всегда сложно, не получается остановиться. Восхищаюсь стойкости коллег.

Цдака — основа мира

Пожертвуйте на деятельность

Объединённой еврейской

общины Украины

Поддержать