Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество30 Апреля 2019, 12:39

The New York Times: Новоизбранный президент Украины — еврей. Как и ее премьер-министр. Не все евреи довольны

The New York Times: Новоизбранный президент Украины — еврей. Как и ее премьер-министр. Не все евреи довольны
Пасхальная служба в синагоге "Золотая роза" в Днепре, Украина / Брендан Хоффман для The New York Times

Днепр, Украина - Когда Владимир Зеленский, еврейский комик, недавно избранный на пост президента Украины, объявил, что он участвует в президентской гонке, главный раввин восточного региона Украины, где вырос Зеленский, был шокирован враждебной реакцией.

Но сопротивление, по словам раввина Шмуэля Каминецкого, исходило не от православной церкви, оплота антисемитизма в прошлом, или украинского националистического движения, которое сотрудничало с нацистами во время вторжения Гитлера в Советский Союз. Казалось, им все равно, что господин Зеленский — еврей, вспоминает раввин.

Вместо этого враждебность исходила от собратьев Зеленского — евреев, как светских, так и религиозных, для которых болезненные воспоминания о погромах царской эпохи и Холокосте до сих пор живы.

Владимир Зеленский празднует победу в президентской гонке на Украине. Брендан Хоффман / Getty Images

Они сказали: «Он не должен баллотироваться, потому что через два года у нас снова будут погромы, если что-то пойдет не так.

 — говорит раввин Каминецкий, главный раввин Днепра, административного центра Днепропетровской области Украины.

Несмотря на свою покрытую шрамами историю, сегодня Украина не является очагом антисемитизма. У нее уже есть еврейский премьер-министр, Владимир Гройсман, и если он останется на этом посту после того, как господин Зеленский будет приведен к присяге, Украина будет единственной страной за исключением Израиля, где главы государства и правительств являются евреями.

Тема религии почти не всплывала во время кампании.

Причина этого, по словам Игоря Щупака, историка Холокоста в Днепре, заключается в том, что в прошлом преследование евреев осуществлялось главным образом, когда территория Украины находилась под контролем других государств, главным образом России и Германии, которые сделали антисемитизм официальной политикой.

«Время погромов прошло», — говорит раввин Шмуэль Каминецкий. Брендан Хоффман для The New York Times

У нас сегодня есть антисемиты, но у нас нет антисемитизма в качестве государственной политики.

 — сказал он.

Опрос, проведенный Pew Research Center, показал, что только 5% опрошенных украинцев не приняли бы евреев в качестве сограждан, по сравнению с 18% поляков, 22% румын и 23% литовцев. В настоящее время в Украине проживает третья или четвертая по величине еврейская община в мире, но оценки ее размера сильно различаются, варьируясь от 120 000 до 400 000 человек, в зависимости от того, кто считает.

Время погромов прошло. Здесь это не включено ни в чью повестку дня.

 — говорит раввин Каминецкий. 

Раввин знаком с господином Зеленским много лет и присутствовал вместе с ним на вечеринках в Швейцарии по случаю дней рождения успешного украинского бизнесмена Игоря Коломойского, который является евреем. Он сказал, что был потрясен тем, что его собственная община, в своей первоначальной тревоге по поводу кандидатуры Зеленского, фактически встала на сторону небольшой группы сторонников действующего президента Петра Порошенко и крайне правых националистов, которые тщетно пытались поднять вопрос о нехристианских корнях комика.

Помимо нескольких постов в социальных сетях, которые включают комментарий в Facebook от советника господина Порошенко о том, что «президент Украины должен быть украинцем и христианином», происхождение господина Зеленского сыграло «нулевую роль» в избирательной кампании, говорит Щупак.

Детская площадка в парке, где более 10 000 евреев были убиты нацистами в октябре 1941 года. Брендан Хоффман для The New York Times

Но во время кампании были развернуты широкие дискуссии о связях Зеленского с господином Коломойским и заявлениях Порошенко и его сторонников о том, что комик - просто марионетка в зловещей паутине влияния, контролируемой олигархом. Украинская телекомпания Коломойского, «1+1», была крупным покупателем комедийных шоу Зеленского.

Даже находясь в тени обвинений в коррупции, господин Коломойский пользуется глубоким уважением в Днепре из-за роли, которую он сыграл в спасении города от захвата вооруженными Россией сепаратистами, которые присвоили ряд украинских территорий, расположенных дальше на востоке. Он стал особенно популярен среди местных евреев, вложив десятки миллионов долларов в строительство того, что провозглашено крупнейшим в мире еврейским общинным центром, — гигантского комплекса в центре города.

Днепр, с конца 18 до начала 20 века известный как Екатеринослав, когда-то был одним из важнейших мировых центров еврейской жизни и культуры, где евреи составляли около 35% населения. В городе было около 50 синагог.

Еврейские артефакты в Музее памяти еврейского народа и Холокоста в Украине. Брендан Хоффман для The New York Times

Теперь их восемь — больше, чем одна в советскую эпоху, и евреи составляют около 5% населения города с почти миллионом жителей.

По словам господина Щупака, еврейское население города, несмотря на продолжающуюся эмиграцию в Израиль и Европу, снова растет. И люди, которые когда-то скрывали свою веру, теперь принимают иудаизм — явный признак того, что старые отметины поблекли.

Тем не менее, новый еврейский общинный центр, как и кандидатура Зеленского на пост президента, поначалу вызывал беспокойство среди местных евреев, боящихся привлечь слишком много внимания.

Они думали, что если он (общинный центр — прим. ред.) будет слишком большим, это приведет к антисемитизму.

 — говорит раввин Каминецкий.

Бронетранспортер у музея «Битва за Днепр». Брендан Хоффман для The New York Times

В течение предвыборной кампании господин Зеленский не делал никаких попыток скрыть свой бэкграунд, как и сыграть на нем.

Тот факт, что я еврей, является примерно 20-м вопросом среди моих характеристик.

 — сказал он.

Когда популистский политик-националист поставил под сомнение патриотизм Зеленского — он иногда высмеивал украинскую культуру в своих комедийных программах — комик угрожал натравить свою еврейскую мать на обвинителя.

До падения царской Российской империи во время Первой мировой войны Днепр и другие города региона, такие как Кривой Рог, где рос Зеленский, были частью так называемой Бледной слободы, области империи, где евреям было разрешено жить и работать, в отличие от многих других частей российской территории.

«Конечно, мы были бы счастливее, если бы президент был православным», - сказал архиепископ Евлогий. Но он гораздо больше огорчен православными украинцами, которые хотят разорвать связи церкви с Москвой. Брендан Хоффман для The New York Times

Жизнь в этих селениях была омрачена частыми взрывами антисемитского насилия со стороны местных христиан, многие из которых были казаками, имевшими репутацию особенно жестоких.

Коммунистическое правление после революции 1917 года положило конец антисемитизму как государственной политике, но евреи, как и многие другие советские граждане, по-прежнему ужасно страдали. Среди тех, кто был арестован сталинской тайной полицией в Днепре, был отец раввина Менахема Мендла Шнеерсона, украинского лидера движения Хабад-Любавич, который умер в Нью-Йорке в 1994 году.

Господин Щупак, историк, сказал, что антисемитизм, хотя он официально не пропагандировался советскими властями, был настолько распространен, что его собственным родителям «было стыдно, что они евреи». Он узнал, только когда одноклассники в школе увидели записи, которые представляли его «национальность» как еврейскую.

Пасхальная служба в Днепре. Брендан Хоффман для The New York Times

Архиепископ Евлогий, консервативный священник, который проповедует в Днепре, сказал: «Конечно, мы были бы счастливее, если бы президент был православным». Но его гораздо больше огорчают православные верующие, которые хотят разорвать традиционные связи церкви с Москвой и поддержать новую церковь, основанную в Киеве, столице Украины.

По словам архиепископа, евреи считают себя «избранным Богом народом и думают, что должны быть во главе». Но они представляют гораздо меньшую опасность, чем «смутьяны», говорит он, «разрушающие единство славянского мира».

Верующие возле его церкви в центре Днепра сказали, что их не волнует религиозная принадлежность господина Зеленского. Они были гораздо больше обеспокоены тем, снизит ли он цену на природный газ и сделает ли что-то, чтобы помочь экономическим перспективам простых людей.

Центр «Менора» в Днепре. Игорь Коломойский является крупным инвестором центра. Брендан Хоффман для The New York Times

Подконтрольные государству СМИ в России безжалостно отбивают тему, что Украина находится в тисках неонацистов, погруженных в антисемитизм. В то же время российское государственное телевидение само приняло антисемитизм, утверждая, что Порошенко, верующий православный христианин, является тайным евреем по фамилии Вейцман (в русскоязычных источниках — Вальцман — прим. ред.), который коварно пытается подорвать славянское братство.

Господин Щупак сказал, что был поражен тем, как много его иностранных друзей было заражено российской пропагандой, которая представила Украину как очаг фашизма с момента свержения в 2014 году пророссийского президента страны Виктора Януковича.

Все в Украине знают, что Зеленский — еврей. Он типичный продукт светской интеллектуальной еврейской семьи. Как это может произойти в стране, которая, по словам России, управляется фашистами?

 — говорит Щупак.

Тем не менее, раввин Каминецкий сказал, что большая часть его работы заключалась в том, чтобы заставить местных евреев преодолеть то, что он назвал «очень высоким уровнем тревоги» в общине, все еще травмированной погромами и Холокостом.

Евреи покинули Египет, но Египет не оставил евреев.

 — говорит он.

Раввин Каминецкий рассказал: он сказал своей беспокойной общине в главной синагоге Днепра, что они должны приветствовать, а не отвергать еврея, баллотирующегося на пост президента.

Раввин, член движения «Хабад», которое возглавило попытки возрождения еврейской веры в бывшем Советском Союзе, сказал, что он советовал евреям Днепра отказаться от того, что он назвал «ой-вей-комплексом» — тенденция бояться худшего и стесняться своего еврейства («Ой-вей!» — еврейское восклицание, выражающее досаду, расстройство, раздражение, недовольство и прочее — прим. ред.).

Если вы не гордитесь собой и своей общиной, вас не примут.

 — сказал он им.

Источник: The New York Times

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю