Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество21 Января 2015, 09:00

Особый доктор Лео Каннер

Особый доктор Лео Каннер

Еврейский народ подарил миру огромное количество выдающихся людей. Удивительно, с какой частотой крошечные штейтлы производили мыслителей, которые в последствии становились учеными мировой величины. Одним из них стал Лео Каннер, основоположник детско-подростковой психиатрии.


13 июня 1894 года, в небольшом местечке Клекотов в Галиции (Львовская область), на свет появился Хаскель-Лейб. Будущий профессор психиатрии родился в семье религиозных евреев, однако уже в зрелом возрасте он стеснялся своего имени и его местечковости, так что при первой же возможности изменил его на более европейское – Лео.


Детство всегда накладывает отпечаток на будущее ребенка и часто определяет его будущую профессию или хобби. Первые годы жизни Хаскеля были непростыми. Отец ребенка, Авраам Каннер, увлеченно изучал Талмуд, попутно исследуя все, что попадалось под руки. Обладая феноменальной памятью, Авраам Каннер не упускал даже самой ненужной информации и никогда ничего не забывал. Вспоминая отца, Лео часто говорил о том, что если бы тот жил в период более развитой медицины, диагноз «синдром Аспергера» был бы ему обеспечен.
Мама, чья потребность противопоставлять себя мужу и обществу была очень сильной, старалась вести нерелигиозный образ жизни и отходить от обычных для еврейской семьи устоев. Именно она настояла на том, чтобы отдать сына в обычную школу, где ребенок быстро стал изгоем, будучи единственным евреем в маленькой школе крошечного городка.


Каннер, как и его родители, с детства рос достаточно асоциальным ребенком, не склонным к общению. В семье редко выражались чувства, в доме не звучал громкий смех, хотя и слезы были чем-то совершенно непривычным.
При этом Хаскель-Лейб рос необычно развитым, смышленым и талантливым ребенком. В возрасте десяти лет он начал писать стихи, которые, впрочем, не пользовались популярностью. Позднее он говорил, что это спасло его жизнь: «Если бы я занимался литературой, я бы остался жить в Германии и там бы погиб от Холокоста»
В двенадцатилетнем возрасте Лео сменил место жительства, переехав в Берлин, где в то время жил его дядя. Глава семейства вместе с женой и другими детьми приехал в Германию немного позже. На новом месте Каннеры сразу открыли небольшой семейный бизнес. Учеба в новой школе давалась Лео немного сложнее, но будущий гений и здесь стал лучшим учеником в классе, что не избавило его от чувства одиночества, знакомого еще с раннего детства.


В 1913 году Лео успешно поступил в университет Берлина, но служба в австрийской армии во время I Мировой Войны вынудила его прервать свое обучение. Только после войны Каннер продолжил академическую работу, что позволило ему получить докторскую степень в 1921 году. Помимо успешного завершения учебы, этот год принес Лео статус мужа – он женился на мисс Джун Левин, которая родила ему дочь Аниту и сына Альберта. Дети Лео и Джун Каннеров также связали свою жизнь с медициной.


Проработав недолгое время кардиологом в одном из госпиталей Берлина, Лео познакомился с американским студентом-интерном, который убедил его переехать в Штаты, что и случилось в 1924 году.


Уже в Америке Лео практически сразу получил место помощника врача в государственной больнице штата Южная Дакота. Поскольку опыта в педиатрии и психиатрии у него не было, он нарабатывал его тут же, на практике, ночами изучая тонкости этих сфер медицины. Позднее, в 1930 году, Адольф Мейер и Эдвард Парк предлагают ему основать первое детское психиатрическое отделение при детской больнице госпиталя Джона Хопкинса в Балтиморе. Каннер принимает предложение и через 3 года становится профессором психиатрии.


Лео Каннера по праву может быть назван первым психиатром, который посвятил себя изучению болезней детей. Его учебник по детской психиатрии, вышедший в 1935 году, является первым англоязычным учебником по данной теме. Пособие «Детская психиатрия», написанное Лео Каннером, многократно переиздавалось и оказало огромное влияние на несколько поколений специалистов в детско-подростковой психиатрии.


Безусловно, аутизм, как явление, существовал многие годы и столетия, но первые клинические случаи были описаны и опубликованы именно Каннером. За 5 лет работы, с 1938 по 1943, Лео Каннер собрал одиннадцать случаев из своей клинической практики, проанализировав и обобщив свои наблюдения. Работа «Аутистические расстройства эмоционального контакта», написанная им в результате этих исследований, как и статья Ганса Аспергера, написанная годом позже в 1944, до сих пор является фундаментом при изучении аутизма. Интересно, что Каннер описал тяжелые случаи аутизма, а Аспергер исследовал высокофункциональных, «легких» аутистов. При этом ученые жили далеко друг от друга и не общались.


Именно Каннер сформулировал фразу «замороженная мама», описывающую эмоционально холодных родителей. Возможно, отсутствие тепла и эмоций в доме собственных родителей заставляли его сочувствовать детям, страдающими от аутизма и других ментальных расстройств, и относиться к ним с особым пониманием. Многие годы подобное поведение в семье считалось одной из причин аутичного поведения малышей. И только в 70-х годах эта гипотеза была опровергнута.


Главной характеристикой аутизма, тяжелая форма которого также получила название «синдром Каннера», было врожденное неумение устанавливать обычные контакты с социумом. Дети, имеющие этот синдром, живут как бы в своем мире, не обращая внимания на окружающих, неадекватно реагируя на стандартные ситуации в обществе.
На закате своей медицинской карьеры Каннер был редактором журнала «Аутизм и нарушения развития», который являлся главным тематическим научным изданием страны. Всего доктор Каннер издал 8 собственных книг и около 250 статей и очерков на тему психиатрии, педиатрии, психологии и истории медицины.


Лео Каннер получил множество наград, в том числе «За вклад в развитие медицины» и премию Национальной организации для умственно отсталых детей. Несколько детских психиатрических центров и школ названы в его честь, включая две в США и по одной в Бразилии и Голландии.

Лео Каннер обладал необычайным гуманизмом и любовью к людям. На протяжении всей жизни он не только боролся против издевательств и притеснений детей с аутизмом и умственными задержками, но и оказывал помощь и заботу их семьям.

Он всегда настаивал на чрезвычайно бережном отношении к маленьким пациентам. «Особым детям нужно дать возможность выстраивать отношения с ограниченным количеством людей, чтобы они оттаяли и пришли в наш мир», - говорил доктор Каннер.


Его сын, Альберт, вспоминал о нем, как об очень приятном и душевном человеке, который обладал прекрасным чувством юмора, заразительно смеялся и любил разгадывать кроссворды из газеты «Нью-Йорк Таймс».


Один из журналистов, взявший двух часовое интервью у доктора, отметил, что главная мысль Лео, выражающая его мировоззрение, прозвучала в его же словах: «Каждый ребенок, равно как и каждый взрослый, нуждается всего в трех элементах: любви, принятии таким, какой он есть, и одобрении. Если у ребенка есть эти основы жизни, то, независимо от уровня IQ, у него все будет отлично».


В 1981 году, в возрасте 86 лет, Лео Каннер умер от сердечной недостаточности.

 

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю