Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество26 Сентября 2016, 10:23

Почему Давид без носа, или история одной скульптуры

Почему Давид без носа, или история одной скульптуры

В одном из моих любимых мест Иерусалима, на горе Сион, находится скульптура царя Давида. С его именем связан период расцвета древнего Израиля, имевший место быть три тысячи лет назад.

picture

Храбрый воин, громивший филистимлян, псалмопевец, авторству которого приписывают библейские псалмы, государственный деятель, при котором Иерусалим впервые становится столицей еврейского государства, — все это Давид, один из самых ярких библейских персонажей. В христианской традиции считается, что Мессия — Христос — является потомком царя Давида (Ев. от Матфея гл.1,) а Вифлеем — библейская Эфрата, место рождения Христа, был тем местом, где за тысячу лет до этого события родился царь Давид.

picture

И вот, в 2008 году, православное общество им. Св. Николая Чудотворца из России подарило Иерусалиму бронзовую скульптуру царя Давида. Установлена она была на горе Сион, возле предполагаемой могилы легендарного царя. И буквально через несколько недель неизвестные под покровом ночи отбили скульптуре нос!

picture

Тут надо сделать отступление и сказать, что, согласно законам Торы, запрещено всякое изображение людей, животных, птиц и даже рыб. Этот запрет является второй из десяти заповедей, полученных Моисеем во время Синайского откровения (Исход 20:2-17).

picture

В древности нарушение данной заповеди было одной из главных причин конфликта между еврейскими проповедниками-пророками и государственным истеблишментом. Достаточно вспомнить историю Ильи пророка (Книга Царств 3:17-19), бросившего вызов царю Ахаву за его отступничество и поклонение золотому тельцу. История бракосочетания этого еврейского царя с дочерью сидонского царя, язычницей Иезавель, и последующего нарушения Ахавом еврейских заповедей — один из примеров проникновения чуждых иудаизму традиций в Израильское царство VIII-VII века до н.э. Между тем в соседней Иудее ровно в то же время ситуация была ничем не лучше.

Достаточно вспомнить историю поклонения Молоху — кровавому финикийскому божеству, требовавшему приносить себе в жертву несчастных младенцев. (Иеримея 7:31). Место в Иерусалиме, где проходили эти страшные ритуалы, до сих пор называется «геенна огненная», сохраняя в своем названии память о нелицеприятных событиях нашей древней истории. Еврейские мудрецы даже утверждали, что разрушение Первого иерусалимского Храма в 586 г. до н.э. и последующее изгнание евреев в Вавилон было прямым следствием нарушения данной заповеди — «Не сотвори себе кумира» — и результатом массового идолопоклонства, все еще не изжитого среди еврейского населения Иудеи в те времена.

picture

Впрочем, в более поздний период, после разрушения Второго Храма римлянами в 70 г. н.э. и трансформации иудаизма из религии храмового культа, в раввинистическом иудаизме данный запрет постепенно нивелировался и во многих общинах перестал соблюдаться совершенно. Яркий тому пример — мозаичные полы еврейских синагог Тверии и Циппори, датируемые IV-VI вв., где прекрасно сохранились изображения животных, птиц, людей и даже языческий солнечный круг — символ божества Гелиуса — внутри кольца со знаками зодиака.

picture

В Средневековье и тем более в эпоху Ренессанса еврейское изобразительное творчество было весьма популярным явлением. Например, вот эта еврейская ктуба (брачный договор) конца XVII в. ортодоксальной еврейской семьи из Гамбурга. Произведение совершенно в духе своего времени — с крылатыми ангелочками-акселератами, поддерживающими балдахин над брачующимися, со скульптурными изображениями двух столпов крепкой семьи, Любви и Божественного Присутствия, в виде двух матрон с пухлыми ручками, написанных в стиле знаменитых итальянских мастеров. А ведь это еврейский документ религиозной, ортодоксальной семьи! Абсолютно христианская форма выражения — и ничего… все пришли на свадьбу, и, я думаю, никто не плевался.

Сегодняшний раввинистический иудаизм также вполне спокойно относится к любым изображениям, понимая что они являются не объектом поклонения, а всего лишь художественными произведениями искусства. Но как в любой религии, к сожалению, и у нас есть свои радикалы — рьяные противники изображений и скульптур. Видимо, кто-то из них и отбил Давиду нос. А в другой раз — раскрасил скульптуру краской из пульверизаторов. К счастью, подобные истории вандализма происходят очень редко и являются скорее исключением, чем правилом поведения религиозных евреев.

Экскурсия в Иерусалиме

Под занавес небольшая история. Однажды во время экскурсии в Иерусалиме я проходил с туристами возле той самой скульптуры царя Давида. Кто-то из группы, увидев отбитый нос спросил:

— А почему Давид у вас без носа?

Не успел я открыть рот что-бы ответить, как услышал за спиной звонкий женский голос (отвечала одна из туристок):

— Сифилис!

Группа расхохоталась. И все сразу поняли, почему оказался наш царь Давид без носа. А теперь об этом знаете и вы.

Источник: maxizguide.com

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю