Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество06 Августа 2015, 14:56

Скульптор Александр Милов: Никому ноги не оторвало? Тогда в США это не интересно

Скульптор Александр Милов: Никому ноги не оторвало? Тогда в США это не интересно

Burning Man (Горящий человек) — ежегодное арт-мероприятие, которое проходит в течение 8 дней в США, в пустыне Блэк-Рок (шт. Невада), и с 1986 года собирает десятки тысяч художников и любителей современного искусства со всего мира. В 2014 году в фестивале участвовало почти 67 тысяч человек. Праздник стартует в последний понедельник августа, в ноль часов одну минуту. Последний день фестиваля приходится на День Труда, отмечаемый в США в первый понедельник сентября. Кульминация происходит в субботу после заката солнца, когда сжигают гигантскую деревянную статую человека.

Что еще остается одесситу, который не успел купить билет на праздник мечты? Правильно, принять в нем участие. Художник и скульптор, кузнец и дизайнер Александр Милов с 1999 года мечтал попасть в пустыню Невада, чтобы полюбоваться на знаменитый арт-фестиваль Burning Man. И хотя фестиваль – мероприятие некоммерческое, даже антикоммерческое, этакий пир духа свободы и фантазии, вход туда строго по билетам, цена которых колеблется от 400 до 1000 долларов. Билеты можно было купить онлайн, но одессит не успел. Зато, набросав эскиз скульптуры, подал заявку на участие, и впервые за 30 лет Украина получила грант Burning Man. «Любовь» состоит из двух огромных фигур мужчины и женщины, которые изготовлены из металлических квадратов. Они сидят спиной к спине. Девушка сжалась от боли в позе эмбриона, а парня терзают мысли. Но внутри гигантов – два маленьких ребенка, мальчик и девочка. Они тянутся друг к другу ладошками. Вся конструкция составляет 18 метров в длину, 5,5 метров в ширину и 7,5 метров в высоту. И уже находится по дороге в пустыню.

Журналисту JewishNews.com.ua удалось застать Александра в Одессе.

picture

Александр, проект полностью ваша идея?

Моя и, наверное, в ней что-то от Г-спода. Около восьми лет назад проходил японско-украинский фестиваль JPEG, и тогда родилась идея этой штуки с конфликтом и с детьми внутри. Но не было клеток, была немножко другая формулировка. Мы попробовали, сделали. Композиция хранится в запасниках киевского Музея современного искусства. А я эту идею в голове продолжал носить и думать о другой форме. И тут как раз получилось, что мы с друзьями не успели купить билеты на Burning Man, и для этого фестиваля нужна была глобальная конструкция. А вот эта наша была на злобу дня, как мне казалось.

Любовь, конечно, тема вечная. Но почему вы считаете, что именно сейчас она злободневна?

Сейчас конфликтное время не только для страны, а для мира. Все пытаются выяснять отношения. Отношения — это что? Это те старые кредиты доверия, которые друг другу давались и не были оправданы. Все теперь пытаются вернуть всё назад, вступая в противостояния. А фигуры — мужское и женское начало — больше символы. Хотя это и прямая трактовка положения дел, например, у меня в семье.

picture

С чего начинали «лепку»?

Вначале изготовили внутри взрослых фигуры детей, которые тянулись друг к другу. Но мы хотели соорудить конструкцию, которая бы быстро разбиралась и собиралась. Она придумывалась сегментами одновременно с ящиками, в которые складывалась. Только после того, как я понял, что это технически возможно, я сказал: «Да, мы беремся ее делать». Иначе все было бессмысленно, мы бы скульптуру нормально не отвезли и не собрали. Либо это стоило бы запредельных денег. Проект и так не очень дешево обошелся, и на сегодняшний день это еще не конец. Но сумма гранта, который мы получим, должна перекрыть стоимость производства. Не все средства на проект идут из моего кармана, тут больше инвестиций.

picture

Каков бюджет проекта?

Проект стоит, как квартира в Одессе, примерно 65 тысяч долларов.

Ранее вы собирались собирать средства путем краудфандинга — так называемого народного финансирования.

Мы запустили свой рекламный проект на базе сайта burningman.org.ua, потом у нас случились пертурбации. Хозяева фестиваля попросили нас убрать рекламную кампанию, так как у них в США имеются авторские права на сайт burningman.org. Они не подозревают о существовании доменного имени ua. Наша рекламная кампания должна была стартовать месяц назад на базе старого названия. Поэтому ее пришлось отложить. Думаю, что новая рекламная кампания день-два и заработает. Впрочем, я на нее особо не рассчитываю. Но благодаря этой истории у нас кроме сайта burningman.org.ua появился еще один — Ukrainianlove.net.

Установка скульптуры «Любовь» на фестивале Burning Man требует не только творческого и инженерного подхода, но и деловой жилки. Как удается совмещать?

Наверное, это в характере. Мы же в Одессе живем, тут, по-моему, у всех какая-то коммерческая жилка, а может и влияние еврейской нотки. Недавно разбирал семейное древо и выяснилось, что бабушка по отцу — еврейка.

picture

Может, есть меценаты, которые помогают?

Нет. Я вкладываю деньги, которые мы собирали на покупку квартиры.

Как это жена восприняла?

Ну как жена восприняла? А как бы вы восприняли, если бы я из дома вытащил все, что можно вытащить? Ну так она и восприняла, плюс-минус.

picture

Большой десант из Одессы едет в Штаты?

12 человек. Не знаю, чем закончится. Не все еще получили визы. Мы попросили всех, кто от нашего города может написать прошение в американское посольство. К Саакашвили заходили, просили, чтобы посодействовал в получении американских виз. Теперь ждем.

Александр, за счет чего фигуры светятся ночью?

Там внутри светодиодные трубки. Обычные лампы дневного света, только они на газе. Множество таких маленьких лампочек к реле подсоединены, работают от генератора, система будет реагировать на переключение дня и ночи. Но есть проблема. В США электричество 110, а у нас 120V. У нас генератор на одном бензине работает, у них на другом, розетки... Всем, чем только можно было, мы запаслись, но в каком состоянии все доедет, сохранится ли, трудно понять. Плюс в пустыне песок, какое влияние он окажет на работу системы...

picture

Но на одесском пляже Отрада малыш пару суток простоял. Тест прошел?

Здесь — да, мы ставили, чтобы посмотреть, как работает свет. У меня есть идея, чтобы после монументальной установки система работала от солнечной батареи. Тогда не потребуется никаких затрат на ее содержание.

Уже известно, где «Любовь» будет жить после фестиваля?

Конкретных планов нет. Есть идея поставить скульптуру в одном из одесских парков. Для этого придется дополнительно покрыть её цинком и покрасить, чтобы защитить от коррозии. Но какое-то время композиция, как и еврейский народ, будет без своего дома. Если после фестиваля нам удастся ее продвинуть, возможно, она поедет по городам в США. У меня есть ребята, которые занимались промо проекта, но результат пока слабый. В США низкий интерес к проекту. Никому ноги не оторвало? Это не конфликт на Восточной Украине, это не интересно. Хотя мне казалось, что как раз такой скульптурный проект мог бы быть намного интереснее всех этих обжевываний военной темы.

picture

Войны, политика, реклама. Как вы видите роль скульптуры в современном сумасшедшем мире?

Скульптура формирует мышление и самоидентификацию человека. Я думаю, что с появлением Родины-матери в Киеве для всех, кто вырос в городе, она стала неотъемлемым символом самоидентификации. Как Эйфелева башня для парижан. Говорят: «Не сотвори себе кумира». Если не рассматривать это с религиозной точки зрения, мы все нуждаемся в символах, которые привязывают нас к какому-нибудь периоду, дают географический или исторический ориентир. Ты понимаешь, что тебе можно вернуться и сказать: «Встретимся около башни или у часов». Это принципиально важная вещь. Есть что-то, на что можно ориентироваться — в пространстве, во времени и с точки зрения самоидентификация, что немаловажно.

Что побуждает делать огромные скульптуры?

Я думаю, что люди не способны вникать в вещи, если их это не интересует напрямую. Они реагируют только на то, что можно измерить в метрах, в километрах или килограммах. Сама эта идея была самоценна и на эскизе, на бумаге, но, боюсь, в массе других ее бы не успели заметить.

picture

Люди настолько увлечены собой, что им нужно большое усилие, чтобы, во-первых, просто остановиться. Во-вторых, вникнуть, в-третьих, провести какую-то внутреннюю ассоциативную работу, чтобы прийти к какому-то понимаю. А самый тупой и простой ход — сделать проект больших габаритов. Да и сам фестиваль чем был интересен? Огромное поле, огромная фигура — и у человека волей-неволей появляется желание задуматься, остановиться, вникнуть в суть конструкции. Плюс она работает во времени. Важно, что ночью эта клетка как бы растворяется и остаются только малыши, которые светятся. То есть она работает постоянно, вне зависимости от смены времени суток. Я подумал, что это будет самым простым ходом — сделать ее сразу большой, чтобы сразу было четыре тонны. Все сразу скажут: «О, четыре тонны» или «О, 18 метров, сколько труда!». Но пока это все на бумаге, карандашом, никаких особых сил туда не вложено. А вот когда 20 человек попахают с турбинами, три месяца попотеют, кто-то даже поломает пальцы, это сразу вызывает уважение. Я, понимая это, просто решил воспользоваться этим методом — увеличить проект в масштабах. Классический прием, он напрашивался сам собой.

Спасибо за интервью. Мы будем следить за приключениями одесситов в пустыне на порталах проекта: burningman.org.ua, Ukrainianlove.net, facebook.com/burningmanukraine.

Фото

Цдака — основа мира

Пожертвуйте на деятельность

Объединённой еврейской

общины Украины

Поддержать