Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество22 Октября 2017, 11:56

Следуйте за мной: еврейский Днепр

еврейский Днепр

Знакомство с архитектурной составляющей многообразного еврейского наследия Украины мы начнем с города, который сегодня может по праву считаться ее еврейской столицей (Одесса, Киев, Львов — простите).

Тем более приятно приурочить начало нашего путешествия к важнейшей для еврейской общины Днепра (да и всей Украины) дате — пятилетию культурно-делового центра «Менора»!

Редакция Jewishnews желает центру «Менора» масштабных проектов, именитых гостей, стратегических партнеров и верных друзей.

А теперь — поехали!

Евреи жили в Днепре, который в самом начале своей истории назывался Екатеринославом, с момента его основания. К 1897 году они составляли 36,3% населения города — больше 41 тысячи человек, а во время Первой мировой из-за притока беженцев «еврейский сегмент» достиг 73 тысяч. И всем этим людям нужно было где-то жить, молиться, лечиться и учиться.

В первые десятилетия ХХ века в городе действовало 44 синагоги и молитвенных дома, караимская кенасса, 3 талмуд-торы, десятки училищ и хедеров, Еврейский научный институт и еврейская больница. Во время Второй мировой многих евреев тогда уже Днепропетровска — работников научных институтов, заводов, больниц и учебных заведений вместе с семьями — эвакуировали, и они спаслись. А вот большинство старых зданий не уцелело.

Сегодня еврейская община Днепра — самая многочисленная в Украине. А внушительный центр «Менора», построенный для нее в 2012 году, — крупнейший еврейский центр в Европе.

Первую еврейскую прогулку по Днепру мы начнем со старейшего района города. На карте 1751 года он уже был обозначен как казацкая слобода Половица, хотя официальной датой основания Екатеринослава считается 1776 год. Мы с вами стоим на углу проспекта Дмитрия Яворницкого и улицы Баррикадной, в прошлом Кудашевской. В 1905 здесь произошла стычка между студентами и властями, когда улица Баррикадная еще называлась Кудашевской.

Улица Кудашевская, нач. XX века. На заднем плане — Хоральная синагога и Успенская церковь.

Начинается улица с бывшего доходного дома, который принадлежал купцу Хаиму Розенбергу. Соседний дом по проспекту Яворницкого принадлежал ему же. Розенберг владел лесной пристанью, популярным бизнесом в Екатеринославе. Его доходный дом по Кудашевской, 2 связан со многими еврейскими жильцами и магазинами, но самым известным его постояльцем был казенный раввин Екатеринослава Шмарьягу Левин.

Казенный раввин — должность государственная, на нее обычно под влиянием городских властей избирали лояльного правительству человека, который не всегда досконально разбирался в религиозных вопросах и, как следствие, авторитета в общине не имел. Галахическими вопросами занимался «духовный» раввин, официально числившийся помощником казенного раввина. В Екатеринославе таких духовных раввинов всегда было несколько одновременно. Но иногда и казенный раввин пользовался заслуженным уважением, и одним из них был Шмарьягу Левин.

Левин был личностью разноплановой. Доктор философии Кенигсбергского университета и член Екатеринославского научного общества, участник трех сионистских конгрессов и депутат 1-й Государственной Думы Российской империи, член попечительского совета талмуд-торы в Екатеринославе и член правления Техниона в Хайфе — это все про него. Должность казенного раввина Екатеринослава Левин занял в 1899 году. По его инициативе построили микву на улице Банной и библиотеку-читальню при Хоральной синагоге. Как видно из послужного списка, надолго он в городе не задержался, но след в нем оставил яркий. В 1904 году Шмарьягу Левин переехал в Вильно (совр. Вильнюс, Литва).

Доходные дома Хаима Розенберга // Дом Розенберга по Баррикадной, 2. Вид с проспекта

Через арку в здании по Баррикадной, 3 можно попасть к развалинам бывшей табачной фабрики, которую в 1856 году основал караим Иосиф Джигит. В 1885 году в наследство вступили его сыновья Давид и Илья, и предприятие получило название Торговый Дом «Братья И. и Д. Джигит». Кроме производства табака, братья занимались бакалейной и винной торговлей.

 

Баррикадная, 3. В этом доме проживал Израиль Маркович Чухман, директор 1-й талмуд-торы 

Домовладение по Баррикадной, 4 также было еврейским. Изначально оно принадлежало семье Соколовских, а затем перешло к купцу Израилю Моцкину, совладельцу кирпичного завода и казначею синагоги «Бейт га-Мидраш га-Яшан» (Старый бейт-мидраш) неподалеку от Хоральной синагоги. Ранее Моцкин жил по соседству, в доме Розенберга.

Проживали здесь и некоторые интересные личности — например, духовный раввин Биньямин Вольф Закгейм и врач Гольдштейн, который на пороге нового века лечил пациентов с помощью гипноза.

Домовладение состояло из двух корпусов доходных домов, служебного корпуса и флигеля. Один из корпусов был разрушен во время войны, все остальное сегодня сильно перестроено.

 
​​

Один из доходных домов и служебный корпус (справа), 1990 г. 

На Баррикадной, 12 в здании, которое принадлежало Канцельсону, действовал молитвенный дом «Огель Моше», а затем — синагога «Поалей Цедек» (Праведный работник). В соседнем доме под №14 проживал казенный раввин Мендель Брунштейн, сменивший на этом посту Шмарьягу Левина. Сегодня на месте этих домов — очередной недостроенный торговый центр, объединивший дома номер 10, 12 и 14.

А напротив — на Баррикадной 11 — стоит дом, который принадлежал издателю и книготорговцу Иосифу Шаферману.

 

​​

Дом Иосифа Шафермана на Баррикадной, 11 

На Баррикадной, 13 есть очень интересный домик. Здесь было последнее место жительства в городе главного раввина Екатеринослава Леви Ицхака Шнеерсона, отца 7-го Любавичского Ребе. Он приехал в Екатеринослав в 1907 году, а в 1909 был выбран духовным раввином одной из частей города. После революции должность казенного раввина упразднили, а в 1921 году умер второй духовный раввин Пинхас Гельман. Тогда Шнеерсон стал главным раввином Екатеринослава-Днепропетровска и оставался им до 1939 года. В 1939 его обвинили в антисоветской деятельности и ребе чудом избежал расстрела, во многом благодаря давлению зарубежной общественности. Шнеерсона выслали в Казахстан, где он и умер в 1944 году.

 
Дом, в котором проживал Леви Ицхак Шнеерсон. Фото 1990 года.

Интересна и история дома. Во время строительства бизнес-центра «Ступени» его полностью снесли. Как-то раз к прорабу подошел старый еврей и предложил 100 долларов за входные двери из этого дома — довольно большие деньги. Об этом узнал заказчик объекта и заинтересовался, что же такого ценного в этой двери. Когда выяснилось, что это бывший дом раввина Шнеерсона, знаковой фигуры для днепровской еврейской общины, возникло необычное решение — восстановить исторический фасад здания. А легендарная дверь хранится в мини-музее в вестибюле бизнес-центра.

 

​​

Восстановленный фасад

Еще при строительстве «Ступеней» снесли дом №15 на углу Баррикадной и Самарского. Вообще, изначально это было целое домовладение, на котором размещалось пять разных зданий, и принадлежало оно в 1912 году Лейзеру Грейсу.

В 1911 году в доме №15 находилась канцелярия казенного раввина Менделя Бруштейна. Когда она переехала в дом Добрускина на Первозвановской, в здании разместилось духовное правление Хоральной синагоги и пребывало там вплоть до революции.

 
Бывшая канцелярия казенного раввина и духовное правление Хоральной синагоги

По улице Якова Самарского выходим на Успенскую площадь, которая получила свое название благодаря располагавшемуся на ней Свято-Успенской церкви. Здесь находилась первая городская талмуд-тора — одна из трех в Екатеринославе. Ее открыли в 1857 году, а учились там дети бедняков и сироты, которых кроме знаний, обеспечивали питанием и одеждой. В 1880 году в этой талмуд-торе ввели обучение ремесленному делу, а чуть позже, как и в других подобных заведениях, появились общеобразовательные дисциплины и уроки русского языка. Также в здании размещалось «Общество пособия бедным евреям г. Екатеринослава», председателем которого был Моисей Левин.

По другой версии, сохранившееся здание — синагога, которая входила в комплекс талмуд-торы, а сама она была разрушена.

​​

Бывшее здание Талмуд-Торы (слева) 

К сожалению, Успенская площадь, которую одно время называли «Площадью съестных припасов» из-за кипевшего здесь когда-то базара, давно утратила весь колорит. Торговля переехала в центральные районы, а старенькие атмосферные домики практически все разрушены. В одном из таких домов обитал Хаим Маркович Шаргородский, дирижер хора Хоральной синагоги, который также преподавал в талмуд-торе пение. Долго до работы певцу-дирижеру добираться не приходилось: синагога находилась возле площади, а талмуд-тора — через дом. На фотографии с талмуд-торой можно увидеть сильно перестроенный дом Шаргородского на Успенской 11.

​​

Успенская площадь, 11 — бывший дом Хаима Шаргородского. Фото 1990 года.

От одного из самых интересных домов на площади — особняка Пчелкина — продолжим наш маршрут в следующий раз, а пока пройдемся по самым старым улочкам города, примыкающим к Успенской площади.

Одна из них — улица Литейная — примечательна тем, что никогда не меняла название. Но самое интересное — история этого названия. Советский Днепропетровск всегда был гигантом металлургической промышленности, не случайно именно здесь размещалась администрация Министерства черной металлургии. Но немногие знают, что первый в Екатеринославе чугунолитейный завод, давший название улице, основал в 1832 году еврей, купец 2 гильдии Абрам Заславский.

Завод размещался прямо на территории домовладения Заславских. После скоропостижной смерти внука Абрама Заславского завод сдали в аренду дальнему родственнику семьи И. (в сохранившихся источниках обычно встречается только инициал) Заславскому и его компаньону Вульфовичу. И сегодня в Днепре на старых металлических конструкциях можно встретить клеймо с надписью: «Завод наследников Заславских. Арендуем И.Заславским и Д.Вульфовичем в Екатеринославе».

Вскоре после национализации большевиками завод прекратил свою деятельность. На его месте работали другие предприятия, а в 1960-х годах все бывшее домовладение Заславских вместе с остатками завода разобрали.

 
​​​

Клеймо завода Заславских. Фото Натальи Михальченко 

Еще одна улица, берущая начало на Успенской площади, носит имя еврейского деятеля. Павел Рафаилович Ниринберг был одним из архитекторов, определивших облик послевоенного Днепропетровска. Один из самых известных его объектов — новое здание городского цирка, построенное в 1980 году и не имеющее аналогов в Украине. А бывшую улицу Банную, а затем Баумана, ведущую к цирку, и назвали именем его создателя.

Днепровский цирк

Кроме бань, которые дали улице первоначальное название, на ней размещалась и миква. Ее построили в 1899 году при раввине Шмарьягу Левине, хотя участок под строительство был арендован еще в 1885 году. По инициативе Леви Ицхака Шнеерсона миква была отреставрирована. По воспоминаниям очевидцев, на ремонт миквы Шнеерсон пожертвовал собственное пальто! Главным фасадом здание выходило на несуществующую сегодня Грошевую — улицу, а вместе с ней и бывшую микву, полностью разрушили при строительстве цирка.

От улицы Ниринберга можно попасть на другую интереснейшую улицу — Резничную. Любопытна она тем, что является самой короткой в городе, на ней расположен всего лишь один дом. Остальную часть улицы постигла та же участь, что и улицу Грошевую.

Архивный чертеж фасада миквы

Улицу Ниринберга пересекает еще одна улица, чье название не менялось со времен основания города. Правда, название — это почти все, что здесь осталось старинного. Сегодня это популярное место для фешенебельных жилых комплексов, а когда-то набережную зону занимали склады, промышленные предприятия и трущобы. И название улицы — Ломаная — дает отличное представление о принципах местной застройки. Но даже здесь когда-то была синагога, «Мацудат Цион» (Крепость Сиона). Ее старостой в официальных документах значился Шлема Сруль Волошин. Как легко догадаться, полное имя этого Волошина было Шломо Исроэль, и остается только догадываться, почему он записан в такой «уменьшительной» версии. Вероятно, чтоб компенсировать «русскую» фамилию старосты, казначеем синагоги взяли человека с фамилией, сомнений не вызывающей, — Пейсахзон. Здание также исчезло при строительстве цирка.

Перекресток улиц Ниринберга и Ломаной. Фото 1990 года.

А мы возвращаемся на Успенскую площадь, откуда начнем второй этап нашей прогулки.

Источники информации: Валентин Старостин. Днепровская городская энциклопедия //Александр Быстряков. Хроника жизни евреев Екатеринослава

Фото: Евгений Шнайдер, Александр Волок, Виктор Путий

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю