Время
Закат
Календарь
Календарь

Виктору Франклу — 110 лет

Виктору Франклу — 110 лет

Виктор Франкл родился 26 марта 1905 в Вене в еврейской семье — его родители были простыми служащими. Еще в гимназии он увлекся психологией и решил, что его будущее будет связано именно с этой наукой. Франкл изучал медицину в Венском университете, где выбрал специализацию в области неврологии и психиатрии. Особенно его интересовала проблема самоубийств и депрессий — это направление и стало определяющим в его карьере.

В 1933-37 гг., до начала радикального антисемитизма со стороны нацистов, психолог, психиатр и невролог Франкл работал в одной из венских клиник, занимаясь предотвращением самоубийств среди пациенток. В те годы Франкл оказал помощь 30 тысячам женщин, у которых наблюдались суицидальные наклонности. В 1938 году ему запретили лечить ариек, и он занялся частной практикой.

В 1942 году Франкл, его жена и родители попали в концентрационный лагерь Терезиенштадт. Там он с коллегами-врачами помогал другим заключенным адаптироваться к новым страшным обстоятельствам и, как бы парадоксально это ни звучало, увидеть в своих страданиях смысл. В тех нечеловеческих условиях он предотвращал суициды среди отчаявшихся евреев, развивал логотерапию (методики, нацеленные на поиск смысла в любой ситуации) и даже проводил лекции о социальной психотерапии, здоровье нервной системы и нарушениях сна.

19 октября 1944 года Франкла перевели из Терезиенштадта в Освенцим, где он провел несколько дней, а затем в Тюркхайм (лагерь в системе Дахау) — там его продержали полгода. Доктор Франкл был освобожден 27 апреля 1945 года американскими войсками. Своих родителей и жену он так и не увидел — отец умер от отека легких в Терезиенштадте, а мать и жена были убиты в концентрационных лагерях.

После окончания войны Франкл возглавил Венскую неврологическую клинику, вторично женился, и у него родилась дочь, которая стала детским психологом. В 1955 году он стал профессором неврологии и психиатрии Венского Университета, а также давал лекции в разных университетах, включая Гарвард. Он торопился перенести все свои мысли, наблюдения и выводы на бумагу — за 40 лет у доктора Франкла вышло более 30 книг, многие из которых переведены на 10-20 языков.

Знаменитое выступление Виктора Франкла о полезности максимализма (1972-й год):



Они хотят много зарабатывать. В Европе на любого американского студента, более того, на любого взрослого американца, смотрят как на человека, который хочет много зарабатывать. В действительности же 16% студентов своей главной проблемой и задачей в жизни видят хороший заработок, цитирую дословно — «много зарабатывать».

Но знаете, какая была самая многочисленная категория?

78% представителей американской молодежи были озабочены тем, чтобы, как они сами выражались, «найти смысл и цель в жизни». То есть это реалистичный взгляд на человечество! И знаете, вы не поверите, глядя на мои седые волосы и мой возраст, но недавно я начал ходить на уроки пилотирования самолета. Знаете, что мне сказал мой инструктор? Если вы вылетаете из точки А и хотите добраться в точку В, на восток, но дует боковой северный ветер, то в итоге вас снесет, и вы приземлитесь в точке С. Поэтому приходится, как это называется у пилотов, «лететь со сносом». Нужно целиться на точку, расположенную севернее этого аэродрома и лететь таким образом, как будто бы вам нужно в том направлении. Если вы целитесь сюда, севернее этого аэродрома, то на самом деле к нему и прилетите. Но если будете целиться сюда, то прилетите южнее. Это справедливо и для человека, я бы сказал.

Если рассматривать человека таким, как он есть, мы делаем его только хуже. Но если мы его переоцениваем, то мы способствуем тому, чтобы он был тем, кем он на самом деле может быть. Поэтому в каком-то смысле нам приходится быть идеалистами, поскольку так в итоге мы оказываемся настоящими реалистами. Знаете, кто это сказал? «Если мы рассматриваем человека таким, как он есть, мы делаем его хуже, чем он есть. Но если мы рассматриваем его таким, каким он должен быть, мы не даем ему стать таким, как он мог бы стать». Это сказал Гете.

Теперь вы понимаете, почему я в одной из своих работ написал: это самая подходящая максима для любой психотерапевтической деятельности. Поэтому, если вы не признаете у молодого человека его желание иметь значение, его поиск значения, вы делаете его хуже, скучнее, разочарованным. Вы еще более усиливаете его разочарование. А если вы допускаете в этом человеке, в этом так называемом уголовнике или несовершеннолетнем преступнике или наркомане хотя бы искры поиска значения…

Давайте признаем это! Давайте допустим это! И тогда вы вызовете у него это, вы заставите стать его тем, кем он в принципе может стать.

picture

picture

picture

Общество