Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Общество29 Декабря 2014, 10:00

«Взрывают и раскачивают наш город не те, для кого он родной»

«Взрывают и раскачивают наш город не те, для кого он родной»

Инна Найдис, редактор журнала «Мигдаль-Таймс»

Примерно с месяц назад в сетях проскочила информация о том, что в ближайшее время обстановку в Одессе начнут раскачивать. Это не было откровением, так как волны «раскачки» все время наступают после относительного затишья. Эта волна началась со взрыва в магазине «Патриот», потом - в волонтерском центре. Опять появились сообщения в новостях о поджоге машин. Потом последовали еще четыре взрыва.

Все это - на фоне огромных очередей-дежурств вкладчиков возле нескольких коллапсирующих банков, роста, в разы, цен, отключения света в домах и светофоров на улицах и противостояния общественников и властей в битве за распродаваемую землю и против незаконных построек.

Сориентироваться простому горожанину во всей этой картине довольно сложно, так как нет доверия - в первую очередь к государственным институтам, таким как милиция, СБУ, гос- и обладминистрация. Время от времени мы видим, что «наша милиция нас бережет», то есть, уже открыто не потворствует беспорядкам и даже предотвращает их. Но удивительно то, что появляющиеся «на объектах» титушки безоговорочно подчиняются милиции и «стройными колоннами» покидают место столкновения под тихие нарекания милицейских чинов «вам же сказали не высовываться».

Ни один из «терактов» расследован не был – ни СБУ, ни милицией. Либо эти органы работают непрофессионально, и тогда их руководство должно быть смещено (или – невероятное – само подать в отставку), либо дестабилизация обстановки им и их «кукловодам» на руку. Кукловоды – главные – известны даже одесскому ребенку, но они спокойно разгуливают по городу и (в других вариантах) шлют своих эмиссаров из Крыма и России.

Александр Бабич описал в Фэйсбуке, как он с товарищем подъехал на днях к зданию УВД и под безразличными взглядами караульных милиционеров совершил следующее: «Открываем багажник, водружаем на плечи гранатомёты и берём два пакета, из которых торчат куски мин-снарядов. "Правоохранители" спокойно наблюдают за нашей вознёй. Хлопаем крышкой багажника и начинаем шагать в сторону управления, ожидая окрик в спину. Тишина!»

И тем не менее! Одесса не раскачивается! Улицы запружены машинами, в магазинах – предновогодняя суета, в театрах – заполненные залы.

Но самое главное – вот уже много месяцев в городе идет активная волонтерская работа, которую на своих плечах выносят, в основном, хрупкие девушки. Они помогают беженцам и сиротам с Донбасса и Луганска, закупают обмундирование, еду и лекарства для воинов АТО – на передовой и в госпиталях, ремонтируют корабли и оборудуют учебные и жилые помещения для морских курсантов. Все это на деньги, которые несут или шлют из разных уголков одесситы. Это «народная война» именно в том значении, в котором учили в советских школах, но теперь – реально – за деньги народа – того самого, который нищает с каждым днем.

Я думаю, когда весь этот кошмар закончится, вменяемы одесситы найдут слова, чтобы объяснится, почему они занимали проукраинскую или пророссийскую позицию. Потому что взрывают и раскачивают наш город не они – не те, для кого этот город родной. Уже сегодня собираются круглые столы, где могут высказать свои взгляды, страхи и опасения люди, стоящие на разных позициях. Уже сегодня о будущем Одессы спорит наконец-то очнувшаяся от безразличия молодежь. Пусть даже можно не соглашаться с их взглядами на архитектурную застройку, но они стали ходить в музеи и на экскурсии, часть платы за которые тоже идет в помощь АТО.

 

Болеслав Капулкин, пресс-секретарь "Еврейской общины Одессы"

Мне кажется, что город реагирует довольно вяло, даже на городских новостных сайтах это не выносится на первую полосу. Возможно, это связано с тем, что теракты были мелкие, можно сказать, шпанистые, из серии «кинул петарду под ноги прохожим и бежать» и, слава Б-гу, никто не пострадал. А может быть это связано с тем, что у одесситов просто нет страха перед терактами как у израильтян (пока?). По крайней мере, никто на одиноко стоящие сумки не косится и в транспорте происшедшее не обсуждают…

Последствия от этих действий предугадать трудно, дальше события могут развиваться по трем путям.

Первое — устроителей поймают и все кончится.

Второе — не поймают, и это будет продолжаться с такой же периодичностью и такими же масштабами — чтоб не дай Б-г никто не пострадал. Похоже, что взрывы эти были не столько посланием городу и миру, сколько для отчетов Кому-Надо: мол, смотрите, подпольный обком действует, так что срочно шлите деньги на продолжение борьбы. Обычно ведь группировки, устраивающие теракты для достижения своих целей, или стремятся к большому числу жертв, или заранее предупреждают о заложенной взрывном устройстве, не забыв назвать себя любимых, как организаторов. А здесь…

Ну и третий вариант, самый ужасный — это когда, обидевшись на невнимание, организаторы решат устроить таки-да Большой взрыв. Но это не дай Б-г…

Остается только надеяться на расслабленность и разгильдяйскую сущность Одессы.

Здесь ведь даже царя в свое время не смогли взорвать…

 

Олег Губарь, краевед, историк Одессы, колумнист JewishNews
(Предновогоднее)

Меня спрашивают о настроении одесситов. За всех расписываться не могу и не стану, но впечатления есть, ибо постоянно пребываю в гуще событий.

Сам уже, мягко говоря, немолодой человек, и скажу, что так низко и подло Одессу еще не опускали. По крайней мере, на моей памяти. Даже во времена холеры горожане были не только оптимистичны, но скорее даже иронично-веселы. Теперь сюда пришла некая куда более опасная эпидемия, старожилов не покидает ощущение, будто они живут в оккупированном городе.

События 2 мая не столько, может быть, напугали, сколько обескуражили, обесчестили одесситов. С тех пор вокруг города продолжаются некие чудовищные игры. Одесса живет в обстановке тотального запугивания и унижений. Провокации следуют за провокациями. Ни один из т.н. терактов, приписываемых спецслужбам других стран или местным «партизанам», не достиг и не мог достигнуть цели, поскольку заведомо имитировался.

Идет какая-то мутная движуха, призванная поддерживать в одесситах растерянность, опаску, взаимное недоверие, состояние апатии, депрессии, и под эту сурдинку решать вопросы укрепления чьих-то амбициозных властных позиций и передела собственности.

Но Одесса остается Одессой – мирным, толерантным, стойким, неунывающим, геройским городом. Очень характерная деталь: поддерживая друг друга в тяжкую годину, одесситы не поддаются на провокации, не пляшут под дудку проходимцев, наступают на горло собственной песне, не позволяют вскипать ярости благородной, не ввязываются в авантюры, на которые их настойчиво толкают. Долго ли может так продолжаться – вот в чем вопрос? Нарастающий с самых верхов управленческий и идеологический идиотизм оптимизма не внушает. Даже сторонники Майдана испытывают или начинают испытывать горькое разочарование, и отстаивают свою позицию больше по инерции и из романтической солидарности с единомышленниками.

Готовясь к Новому году, Одесса недоверчиво ждет перемен, готова радоваться всякому позитивному пустяку. Город всегда открыт для конструктивного сотрудничества.

Подари одесситам копеечную улыбку, в обратку получишь рублевую. С Одессой не надо по-плохому, она отзывчива, добра, терпелива, улыбчива, но, доведенная до крайности, умеет за себя постоять. Одесса умеет верно любить и доверять. Ответьте ей взаимностью.

 

Борис Херсонский, поэт, эссеист, переводчик, колумнист JewishNews

В Одессе - снег. В Одессе - взрыв....

На сей раз погиб террорист, который нес мощную бомбу (эквивалент 1 кг. тротила) туда, не знаем куда. И не узнаем, потому что бомба детонировала по дороге.

Террорист погиб. Вылетели стекла в ближайших домах... Сколько людей - на холоде без окон, в выходной день, на фоне снегопада, который сам по себе в Одессе - бедствие.

Что меня заботит. В 1976 году, а потом - в 1982, когда КГБ допрашивало меня, они знали все. Кто кому передает книжки, какие, кто что говорил жене наедине, кто от кого делал аборты десять лет назад.... Важно было - не дать показания, не позволить им сделать секретную информацию открытой. Но они знали все...

Почему сейчас на фоне фантастического технического прогресса они ничего не знают и ничего не могут? Боюсь, что я знаю ответ на этот вопрос.

 

СПРАВКА:

3 декабря в центре Одессы взорвался пакет, подброшенный к магазину «Патриот», который специализируется на продаже товаров с национальной символикой. В момент взрыва в помещении была одна из работниц, она не пострадала.

10 декабря прозвучал взрыв на ул.Краснова в офисном центре, где находился волонтерский центр помощи войскам АТО. Повреждена часть здания, пострадавших нет.

23 декабря на ул. Жуковского возле офиса Совета общественной безопасности, организованного местным Евромайданом, неизвестный бросил под припаркованный автомобиль взрывпакет.

24 декабря в районе жилищного массива Застава-1 прогремел мощный взрыв на железнодорожных путях, на месте взрыва осталась воронка диаметром примерно в метр. Пострадавших нет.

27 декабря ночью прозвучал еще один взрыв на ул. Сегедской. Погиб мужчина, который нес взрывчатку в неизвестном направлении.

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю