Календарь
Календарь
Недельная глава:
Шофтим

Ядерная угроза, казни и акварель в коллажах Энди Арновиц

Ядерная угроза, казни и акварель в коллажах Энди Арновиц

Художницу Энди Арновиц серьезно беспокоят ядерная угроза со стороны Ирана, «Исламское государство» и события в Ираке. Не то чтобы у нее не было других, более насущных проблем, но заголовки новостей про казни через обезглавливание в Сирии и наращивание ядерного потенциала Ирана не могут не вызывать тревогу.

«Где правда? Сложно понять, кто серьезно, а кто просто хочет попугать мир», — говорит она. Может, и нет особых причин беспокоиться, но от эмоций никуда не деться. Что делать с ними? Арновиц, 55-летняя художница и мать пятерых детей, которая создает свои работы в разных техниках с применением всевозможных материалов, сублимировала свою растерянность и раздражение в творческую энергию для создания внушительной серии коллажей «Красота под угрозой», которая сейчас выставлена в музее Института исламского искусства имени Л. А. Майера в Иерусалиме.

Работы — а их 32 — заполняют целый зал на нижнем этаже музея. Большие и маленькие, все идеально круглые, они посвящены проблеме наращивания ядерной силы Ираном и тому, как этот факт влияет на жизнь людей на местном и мировом уровне.

picture

Половину этих работ Арновиц создала год назад, а вторую — всего за полтора месяца до открытия выставки в середине марта.

«Я не выходила из своей студии, была одержима работой», — говорит Арновиц, жительница Иерусалима, которая родилась в Канзасе, штат Миссури, и совершила алию 15 лет назад.

Именно в такие времена — напряженные, нестабильные — художники и создают свои лучшие работы, которые служат лучшей иллюстрацией происходящим событиям. Для Арновитц, которая создает свои картины и инсталляции из разных предметов, новая серия началась с подборки журналов исламского искусства HALI, которую она хотела сдать в утиль.

Вместо того, чтобы эти журналы выбросить, она вырезала из них фото персидских ковров и другие иранские сюжеты и вставила их в свои коллажи. Получилась новая визуальная история. Каждая из работ состоит из двух основных частей — акварельного фона и непосредственно журнальных вырезок.

«Когда вы вытягиваете изображения из контекста — например, вырезаете медальоны из узора ковра, — они начинают жить своей жизнью, — говорит художница. — Я начала видеть новое в текстиле и керамике».

Ковры и элементы их узоров становятся очертаниями городов, драконами, из пасти которых вырывается ядерное пламя, или древними персами, которые стреляют ядерными боеголовками. Коллажные акварели Арновитц символизируют распад и соединение, в них про тяжелую воду и генетически модифицированные растения.

 picture

Создавая работу «8000 книг», посвященную сожжению книг в иракском городе Мосул, Арнович сожгла свое любимое литературное произведение, роман Милана Кундеры «Невыносимая легкость бытия», а затем вшила фрагменты описаний казней в разных точках мира в изображения крошечных книг и разместила на заднем плане «летающие» слова.

Работа «13 мальчиков» создана в память о 13-ти подростках из Мосула, которые нарушили закон шариата, посетив футбольный матч между командами Иордании и Ирака.

Коллаж «Перемещенные» — пожалуй, самая эмоционально глубокая работа. Арновиц нарисовала акварелью вереницы крошечных фигурок людей, которые бредут вперед. Они несут свои тюки и сумки, толкают коляски со стариками, ведут детей. Эта картина посвящена 50 миллионам сегодняшних беженцев во всем мире.

picture

В другом коллаже оливковые деревья «вплетены» в один из иранских мифов о герое Исфандиаре — в сцену погони за волками, — но сложно понять, в каком состоянии находятся деревья, здоровы они или больны.

Одна из самых больших работ, «Все, что ценно», изображает известные здания — Капитолий в США и Эйфелеву башню, — опрокинутые ядерным взрывом.

picture

«Я брала изображения этих зданий из фотостоков, — говорит художница, — но когда я вырезала окна и наклеила сверху другие элементы, они стали выглядеть совершенно иначе».

Арновиц говорит, что главная эмоция этой выставки, конечно, не радость. И несмотря на это, такой проект нужен. Экспозиция была организована очень вовремя — эта коллекция работ переносит заголовки сегодняшних газет в параллельную, яркую реальность, которая вполне точно отображает наш мир.

Дня художницы эта серия стала катарсисом — как минимум, на сегодняшний день.

«Я вышла из системы, — сказала Арновиц. — Продолжаю читать новости, но больше не хочу делать про них коллажи».

Источник: Times of Israel

Перевод: Ганна Руденко

Общество