Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Технологии15 Июня 2016, 14:11

Из Америки я вернулась другим человеком

Из Америки я вернулась другим человеком

Для Лии Харитоновой учеба в American Hebrew Academy стала опытом, изменившим всю ее последующую жизнь. Обучение за рубежом расширяет мировоззрение любого студента, но для еврейской молодежи из стран бывшего Советского Союза это особенно важно, поскольку в AHA они получают не только уникальное еврейское образование и проходят курсы обязательных предметов, но и готовятся к поступлению в лучшие университеты мира.

Где ты училась до American Hebrew Academy и ощущала ли ты свою еврейскую идентичность до того, как приехала в Америку?

С первого по девятый класс я училась в еврейской школе №1311 в Москве [ее также называют «школа Липмана» по фамилии основателя и бессменного директора. — прим.ред.], учила иврит и была хорошо знакома с еврейским образом жизни. В моей семье также соблюдались еврейские традиции. Но, конечно, приехав в Америку, я посмотрела на всё это с другой стороны, там применяют абсолютно другие подходы.

А в чем отличие?

В Москве моя семья соблюдала Шаббат так, как это делают у консервативных иудеев. А в Академии нам предоставили выбор между реформистскими, ортодоксальными и консервативными синагогами — мы могли выбрать, что нам ближе. Мои представления об иудаизме стали шире благодаря людям с другим менталитетом, языком, взглядом на религию. Это было очень интересно. Но в то же время поскольку основа у всех одна и я с нею хорошо знакома, адаптироваться было значительно легче.

picture

Какие вступительные экзамены ты сдавала?

В связи с тем, что школа интернациональная и в ней одновременно учатся ребята из 15-18 разных стран, а в общей сложности в Академию приезжали ученики из 35 стран мира, у каждого из нас - индивидуальный перечень этих экзаменов. Я отправляла результаты трех экзаменов ГИА [государственной итоговой аттестации], в том числе английского, потому что я поступала к ним сразу после девятого класса, и еще примеры эссе на английском. В Академии посмотрели на мой уровень и поняли, что все в порядке, я владею языком достаточно, чтобы начать обучение и продолжать практиковаться. Уже в Академии у меня был интенсивный курс английского “ESOL" (English for Speakers of other Languages) - по этой программе учатся все иностранные студенты.

Уровень подготовки к «еврейским» предметам как-то проверяется? Были ли у тебя одноклассники, скажем, не из еврейских школ, которые не так хорошо сориентированы в этой части учебного процесса?

У нас практикуется индивидуальный подход к каждому студенту. Есть группы от начинающих до очень продвинутых. Это касается как знания языка, так и традиций и других дисциплин. Например, ребята, которые приезжали из Израиля, естественно, с очень хорошим знанием иврита, шли в более продвинутые группы, а в процессе обучения брали еще один язык, а те, у кого уровень иврита был похуже, продолжали совершенствовать его.

Учеба за границей — это не только хорошие перспективы и смена обстановки, но и серьезное испытание. Насколько ты была готова к тому, что будешь жить вдалеке от семьи и в языковой среде, не родной тебе?

В тот момент я очень хотела уехать из Москвы, сменить обстановку, посмотреть на другой мир и в то же время побыть наедине с собой, стать самостоятельнее. Поэтому желание попробовать было очень сильным. Но с ним было и волнение, и страх чего-то нового и неизведанного.

В первое время в Академии у меня возникали трудности, в первую очередь связанные с языком. У меня был определенный начальный уровень, но ведь это старшая школа, начинается подготовка к университету, достаточно сложные пары. И местные студенты учатся примерно по той же программе, что и мы, иностранцы. Так что мне пришлось преодолевать этот языковой барьер в учёбе, не говоря уже о том, чтобы дружить и общаться с американцами и другими ребятами, у которых более продвинутый английский.

В это время мне очень помогли преподаватели и сотрудники Академии, они все готовы были поучаствовать и помочь с любым заданием. Меня не ставили в жёсткие условия из-за того, что я не сразу и не со всем справлялась. Наоборот, старались поддерживать как могли.

picture

Кроме того, для иностранных учеников и их родителей в АНА действует программа адаптации - как к самой школе, так и к культуре и особенностями жизни в Америке в целом.

Конечно, трудным оказался и сам факт пребывания одной, без семьи, столь долгое время в незнакомой среде. Когда я уехала учится, мне было 15 лет и, признаюсь, я скучала по родительской заботе и теплу родного дома. Но к концу первого года обучения я точно могла сказать, что не хочу оттуда уезжать. Мне стало комфортно, я хотела бы там оставаться и продолжать обучение.

Однако мне пришлось вернуться в Москву: мои родители очень скучали, да и я не могла позволить себе оставаться вдали от дома в ближайшие 6-7 лет, за которые я бы закончила Академию и американский вуз.
Зато благодаря учебе в Америке я сразу поступила в институт в России и сейчас учусь уже на третьем курсе, а там бы я сейчас только закончила high school (старшую школу).

Где ты учишься сейчас и как учеба в AHA повлияла на выбор вуза?

Я учусь в частном вузе, он называется «Высшая школа бизнеса», специальность — гостиничный бизнес. Вполне возможно, влияние Академии проявляется в том, что мне привили индивидуальный подход учебного заведения к желаниям и потребностям каждого студента. Это очень способствует развитию целеустремленности и заинтересованности в учёбе. Именно эту особенность я искала и нашла. И еще мой нынешний вуз интернациональный, у нас изучают множество иностранных языков, много программ по обучению за границей, есть возможность уехать по обмену в магистратуру. Это тоже сыграло важную роль.

Вообще, из Америки я вернулась другим человеком. Это и родители заметили. Стала более организованной и уверенной в себе, появилось желание изучать все больше и больше. Поэтому я отказалась идти в школу заканчивать 11 класс, а решила сразу поступать в институт.

picture

Как тебе, привыкшей жить дома в семье, жилось в студенческом кампусе?

Я жила вдвоем с девочкой-мексиканкой, мы учились в одном классе и как-то сразу нашли общий язык. Насколько я помню, нас расселяли вне зависимости от наших пожеланий, но, думаю, можно решить этот вопрос, если ситуация действительно критичная. Конечно, я не могу сказать, что все было идеально, потому что когда ты в своём доме с семьей и у тебя личная комната, — это совсем другое.

С другой стороны, в кампус есть то, чего не может быть дома - спортивный центр, теннисные корты, бассейны, всякие творческие студии.

У жизни в кампусе есть свои «прелести», но я не могу сказать, что это большой минус. К тому же это учит коммуникабельности и ответственности. Да и это просто интересно, в конце концов, как бы страшно ни казалось поначалу.

Со временем понимаешь, что это огромный опыт, классные воспоминания и хорошие знакомства. Я поддерживаю контакты с ребятами, мы общаемся в соцсетях. Недавно ездила в Израиль и виделась с некоторыми своими бывшими одноклассниками из AHA — это было очень здорово.

Кроме языкового барьера есть ведь еще серьёзные культурные отличия, разница менталитетов…

Конечно, эта разница заметна и часто получалось так, что представители разных культур общались больше между собой.

Например, мексиканцы, которые учились с нами, практически все были из одного города, из одной еврейской общины, учились в одной школе. Но они не были какой-то закрытой «сектой». Поскольку мы учились и жили вместе, так или иначе в итоге все общались со всеми.

Никаких негативных моментов на этот счёт сейчас даже не приходит на ум, воспоминания остаются только о позитивных и добрых людях, которые окружали меня.

Были еще русскоязычные студенты кроме тебя?

Я полетела туда вдвоём с девочкой, с которой училась в московской школе в параллельных классах, но мы сдружились уже там. Для меня было очень важно, что у меня там нашлась подруга, которая помогала мне и которой помогала я. Она до сих пор в Америке, вместе с ещё несколькими девочками из России. В общей сложности нас было мало по соотношению с другими, человек пять. Конечно, нам было проще понимать друг друга, мы сталкивались с одинаковыми проблемами и вместе было легче преодолевать эти трудности.

К тебе приезжали родители?

Ко мне один раз приезжала мама. Она прилетела на пару дней и её поселили в отдельном домике в нашем кампусе.

Сколько выходных у вас было?

Суббота и воскресенье, а в пятницу — короткий день и празднование Шаббата.

picture

А чем вы занимались в праздники?

На длительные праздники нам давали возможность уехать домой или на отдых. Во время общих крупных праздников, к примеру, на Хануку, нас всегда везли всей школой или классом в город на прогулку, в кино или боулинг, всегда придумывали новые развлечения.

В свободное от занятий время можно покидать Академию?

Без проблем! Мы свободно могли поехать компанией или хотя бы парой в город, в торговый центр или парк. Единственное, что нужно было сделать, — это предупредить сотрудников школы и сообщить, когда мы вернемся, поскольку AHA несет ответственность за всех своих студентов. Можно было даже оставаться на выходные у друзей или поехать с ними куда-нибудь под присмотром их родителей.

Гринсборо - это небольшой, но красивый город с населением 275,000 человек, жизнь в нем недорогая и безопасная. Еврейская община города [с которой отчасти началась история АНА, построенной в 2001 году для еврейских детей города - прим. Ю.Э.] очень поддерживает школу и ее студентов.

Во время обучения вас знакомили с Соединенными Штатами, возили куда-то?

Нас возили в Вашингтон на пару дней, мы посещали музеи, в том числе большой музей Холокоста. Программа была насыщенной и интересной. В остальное учебное время мы находились в самой Академии и были заняты учёбой.

Также студентов АНА в сопровождении преподавателей возят в Чарлстон в Южной Каролине и кататься на лыжах и развлекаться в Северной Каролине

В одиннадцатом классе студенты, по своему желанию и с согласия родителей, могут поехать на несколько месяцев в Израиль — там большая и разнообразная программа.

picture

Твое самое яркое впечатление за год учебы в АНА?

Самый запоминающий день у меня в АНА — это наш выпускной бал. Это было просто превосходно! Мы заранее ходили по магазинам и искали выпускные платья. Сделали прически и были такие красивые!

Мы все уже сдружились и были так близки друг другу. Я осознавала, что год обучения уже прошел, а мне скоро собираться и ехать домой! Было и весело, и печально одновременно. Я очень благодарна родителям, преподавателям и всем тем, кто подарил мне эту возможность и этот незабываемый опыт.

Цдака — основа мира

Пожертвуйте на деятельность

Объединённой еврейской

общины Украины

Поддержать