Секреты счастья от Эрика Эриксона: как пережить кризис личности
Кто-то находит себя в молодости, кто-то начинает настоящую жизнь на пенсии, как Мери Кей или почтальон Печкин, а кто-то до старости остается ребенком или подростком. Но каждый хоть однажды спрашивает себя: «Кто я, я ли это, свою ли жизнь я живу?» Или: «Я тут пока еще немного попишу черновик, а жить по-настоящему начну потом, когда-то». Это психологическое состояние называется кризисом идентичности.
Автор термина кризис идентичности — известный американский психолог Эрик Хомбургер Эриксон (15 июня 1902 – 12 мая 1994). Он родился от внебрачной связи и дважды получал фамилии не родных отцов. Сначала он был Саломонсеном, по первому мужу своей мамы, еврейки Карлы Абрахамсен, в браке с которым она и родила Эрика, а потом — Хомбургером, по ее второму супругу.
Уже в начальной школе у Эрика возникали трудности с пониманием того, к какой нации, религии и семье он принадлежит. Позже, в немецкой школе одноклассники называли его евреем, а еврейские мальчишки не признавали своим из-за типичной арийской внешности. Третий кризис проявился после окончания школы, когда он начал искать свое место в жизни.
Эрик хотел стать художником, путешествовал и даже ночевал под мостами из-за нехватки денег. Судьба занесла его в Вену, где он познакомился с Анной Фрейд, дочерью Зигмунда Фрейда. Здесь он прошел курс психоанализа и вскоре женился, и очень счастливо. Но Австрии нарастали антисемитские настроения, и Хомбургер решил покинуть родные земли. После эмиграции в США в середине 1930-х Эрик снова начал поиски себя.
Хомбургер «сам себя усыновил», придумал себе фамилию производную от имени — Эриксон. Теперь он, профессор Гарвардского университета, изучал «военные неврозы» у моряков-подводников. В это время он и ввел в психологию термин кризис идентичности.
Кризис идентичности — это несоответствие статуса человека общим требованиям окружающих людей и конкретных условий жизни, которые изменились. Для продолжения жизни нужно принять на себя новую роль и адаптироваться к ней — преодолеть кризис.
Эрик Хомбургер выделил восемь возрастных периодов, в которые обязательно возникает этот кризис. Взрослые переживают его сами и не всегда нуждаются в помощи, а детям нужно помогать всегда.
Эрик Хомбургер считал, что каждый кризис, личный (женитьба, замужество, утрата близкого человека) или социальный (учеба в новой школе, переход на другую работу или ее потеря) разрешается хорошо или плохо. Или человек адаптируется к новым условиям и идет дальше, или у него появляется неуверенность в себе.
Эрик Хомбургер выделил восемь возрастных периодов, в которые обязательно возникает этот кризис. Взрослые переживают его сами и не всегда нуждаются в помощи, а детям нужно помогать всегда.
8 кризисов идентичности по Эрику Хомбургеру
1. Первый кризис ребенок переживает в первый год жизни. Он учиться доверять миру, ему нужен не просто уход, а колыбельная, поцелуи, любовь мамы с папой друг к другу и малышу. В противном случае формируются подозрительность и страх.
2. Девиз ребенка с года до трех «Я сам!». Позвольте ему делать все, что безопасно. Это самовыражение, самостоятельность и самоконтроль в будущем. Если вы все будете делать за него или запрещать, появится нерешительность, скованность и неуверенность.
3. С трех и до школы «вся наша жизнь — игра». Здесь на чашах весов — предприимчивость и чувство вины. Нужно отвечать на все детские вопросы, не мешать фантазировать, позволять проявлять инициативу в подвижных играх.
4. Школьные годы — не только грамматика и уравнения. Это и вязание, и футбол, это сравнение себя с другими и постоянный вопрос: «Смогу ли я?». Надо позволять школьнику «позаниматься» всем, чем он хочет, хвалить за результаты. В противном случае начнет формироваться пресловутый комплекс неполноценности.
5. Юность: ребенок или взрослый? Кто я? Взрослые становятся «врагами» или «идолами». Начинается борьба за собственную независимость, осознается принадлежность к этносу и религии. Все осложняется сексуальным созреванием. Подчинение и супер-протест приводит к низкой самооценке. Если человек к концу этого периода понимает, кто он, где он и куда идет, — прекрасно. Если этого понимания нет — придется поработать «по-взрослому» на следующем жизненном этапе.
6. Ранняя зрелость: предварительное самоопределение и выбор супруга. Надо не бояться искать себя и свою половину, ошибаться и снова искать. Как правило, этот выбор на многие годы.
7. Кризис среднего возраста. Надо радоваться жизни, ставить новые цели и побольше общаться с окружающими и семьей. Пришло время творческой самореализации. Если постараться раскрыть собственный потенциал, кризису не к чему будет прицепиться.
8. Зрелость. Целостность и безысходность. Доволен ли я прожитой жизнью, имела ли моя жизнь смысл? Если предыдущие кризисы удавалось преодолеть, то беспокоиться не о чем — пришла достойная старость. Нельзя терять социальные связи, необходимо прдолжать ставить перед собой цели и находить смысл в мелочах.