Марш Памяти жертв Бабьего Яра. «Пока мы помним о трагедии, она не повторится», — соорганизатор Дмитрий Юринов
80 лет назад в Бабьем Яру массово расстреливали мирных жителей Киева, большинство из которых были евреями.
В годовщину трагедии помимо государственных мероприятий в Украине будут проходить и гражданские инициативы.
На 3 октября запланирован шестой ежегодный Марш Памяти жертв Бабьего Яра. В Марше каждый года принимают участие жители Киева и других городов, иностранцы, дипломаты и представители бизнеса, ученики украинских школ — все желающие проходят тем же маршрутом, которым нацисты вели киевлян на смерть.
Марш Памяти проходит для того, чтобы люди помнили о той страшной трагедии и не допустили ее повторения.
В этом году редакция JewishNews провела интервью с соорганизатором Марша Памяти — Дмитрием Юриновым. Пять лет назад Дмитрий присоединился к Евгению Городецкому в организации Марша. Напомним, что первый Марш Памяти Евгений прошел один со своим другом (интервью с Евгением Городецким по ссылке).
В беседе с JewishNews Дмитрий Юринов рассказал о том, почему стал частью инициативы, сможет ли трагедия Бабьего Яра повториться, как украинцам избавиться от «провалов в памяти» и будут ли Марши Памяти проводиться в других городах.
Пока мы помним о трагедии, она не повторится.
Несмотря на то, что вы уже несколько лет являетесь со-организатором Марша памяти жертв Бабьего Яра, о вас известно не так много. Нашим читателям было бы интересно узнать о вас больше. Расскажите, чем вы занимались до участия в организации Марша и почему присоединились к этой инициативе? Когда вы поняли, что вам необходимо стать частью этого?
Марш Памяти Бабий Яр начался с личной инициативы Жени Городецкого. Шесть лет назад он прошел первый Марш Памяти и написал об этом пост в Facebook. Мы тогда еще не были знакомы. Кто-то из моих друзей прокомментировал этот пост, я его увидел и сразу написал Жене в личные сообщения, что готов помогать в организации будущих Маршей.
Почему? По папе я из старой еврейской семьи, мы левиты, наша семья переехала в Киев в 1919 году, и мы знаем наши корни до середины 19-го века. В семье всегда была еврейская атмосфера — светская, но со свойственной ашкенази суровостью. Хотя по маме я русский, еврейская тема как-то всегда была мне более близкой и значимой.
После университета я работал переводчиком в СБ американского посольства, с 1994 года в рекламе, коммуникациях и ивентах. Сначала работал в международном сетевом рекламном агентстве Young&Rubicam, откуда в 1999 году ушел с позиции административного директора и сделал свое агентство KARS, которое долго было топовым. Я закрыл его в 2013, потому что меня стали приглашать как продюсера ивентов, и это тогда было намного разнообразнее, чем монотонное руководство офисом, а деньги плюс-минус те же. Из топовых проектов: проект менеджер в АП по празднованию 8 мая в 2015-м (помните венок из маковых цветов на голове Родины-матери?), вип менеджер на «Евровидении-2017», координатор по коммуникации проекта реформы Патрульной Полиции (начинали с кампании #селфископом), локальный продюсер бродкаста финала УЕФА в 2019 и т.д.
Присоединиться к Маршу было эмоциональным решением — я сначала написал Жене, а потом начал думать. И вспомнил, что это место периодически уже появлялось в моей жизни. На 29-летие я каким-то чудом там был, на 75-летие коллеги из АП передали приглашение и мы сходили с мамой. В общем, какая-то связь была с этой трагедией и этим местом.
Коснулась ли трагедия лично вас или ваших близких?
Там никого наших нет. Все успели выехать. Когда бабушка с папой перешли мост на левый берег, то с правого, со стороны Голосеево, уже заезжали немецкие танки. Это тот мост, опоры которого видны рядом с мостом Патона. А дед, он был военный строитель, незадолго до этого помогал минерам мост минировать. И мост взорвали, когда мои родные перешли его. Такое вот совпадение…
Трагедия Бабьего Яра абсолютно необъятна, большинство современных жителей планеты даже представить себе не могут тот ужас, с которым столкнулись жертвы трагедии. Сотни, тысячи людей, просто шли на смерть... На фоне растущего антисемитизма в мире мелькает тревожная мысль о том, что трагедия может повториться. Как вы думаете, какова вероятность этого? Сможет ли современный человек переступить ту самую черту?
Сможет. Притом очень быстро. Посмотрите на умную, образованную немецкую нацию, которую за считанные годы Гитлер превратил в «орков», имея только радио и прессу. Сегодня, имея интернет, ТВ и наружную рекламу, это можно сделать за месяцы. Наши северные соседи в 2014-м тому ярчайший пример.Мы много говорим об антисемитизме. Но что делать, как бороться с этим явлением? Тем более, когда у нас есть такие громкие уроки из прошлого…
Не бояться и не молчать. Личным примером и такими вот ивентами последовательно управлять восприятием людей. Нужно постоянно коммуницировать две мысли: «антисемитизм — пещерное позорное жлобство а евреи – не жертвы, не стоит их трогать» и «евреи сильны умны и ресурсны. С ними можно дружить и сотрудничать». Мы делаем первую часть — показываем силу духа. В медийном же поле Украины не хватает сторителлинга про вторую, хорошую часть. Большинство не евреев в Украине негативно относится к евреям и это можно менять в лучшую сторону рассказывая положительные кейсы про евреев в Украине. А кейсов очень много.
Но, вернемся к вопросу. Мой отец всегда на слово «жид» бил в морду. Последний раз он это сделал на базаре лет в 80, и жлоб рухнул. Благо, папа был боксер. Я не всегда лезу в драку в таких случаях, но всегда отвечаю как минимум словами быстро и жестко. Глупо же делить людей по крови, цвету кожи, волос или в какой день недели родился. Никто это не выбирает. Но каждый выбирает быть жлобом или человеком. И в каждом народе есть и жлобы, которые думают только о себе, и есть люди, которые думают и о других.
Как быть с обществом, которое предпочитает помнить не тех героев, или не помнить о трагедиях? Как избавиться от «провалов в памяти» о нацистских зверствах на территории Украины?
Нужны годы просветительской работы во всех слоях украинской нации. Драма в том, что факты неизвестны большинству. Кто знает о том, что в Бабьем Яру расстреливали не только немцы, но и украинцы? Знают единицы. Не надо рассчитывать, что государство или грантодатели будут этим заниматься.
Но надо, чтобы правда была признана. И рано или поздно так будет. Никогда не поздно покаяться, извиниться и жить в мире дальше. Пример? То, как повела себя немецкая нация после Второй мировой. Да, я понимаю, что на сегодня это звучит опасно. Но. Молчать нельзя. Говорить надо. Никто же не задумывается, что например, Бабий Яр возможно место самого массового убийства в городской черте. Не где-то в полях, а тут, где рядом люди живут и бегают дети..
В Бабьем Яру продолжается создание мемориального центра, вокруг которого появилось много споров. Часть общества выступает против и громко заявляет о «строительстве на костях». Как считаете, необходим ли этот мемориальный центр? Как разрешить спор между противниками и сторонниками строительства?
Не знаю. Я не эксперт-историк, не соблюдающий все еврейские религиозные законы иудей, не принадлежу ни к одной из сторон. Но точно то, что это место должно быть ухожено, прибрано и не перегружено мемориальными объектами и хайтек хеппенингами. Наверно, лучшие слова здесь — сдержанность и тишина. Это место больше чем кладбище, хуже чем кладбище...
Надеюсь, что все стороны постепенно придут к единому решению. Мы, Марш Памяти, являемся полностью независимыми от любых политических и общественных движений, как и все простые люди, хотим чтобы конфликт прекратился. Не то это место, чтобы евреям кричать и ругаться. Всё можно обсудить, договориться и сделать правильно по отношению к павшим, живущим и будущим поколениям.
Принято считать, что в Украине много «Бабьих Яров». Не думали ли вы расширить инициативу по другим крупным городам? Например, в Харькове — был Дробицкий Яр, где тоже огромное количество евреев были жестоко убиты. Возможно в других городах тоже следует организовать мемориальные марши?
Думали. Мы много говорим об этом с Женей и нашей командой, и пришли к выводу, что с радостью поддержим и скоординируем такие же Марши Памяти в других украинских городах и местечках. Но будет правильно, если Марши будут организовывать и проводить местные. Это их места и их корни. Мы полностью поддержим. Можно писать нам на страницу: https://www.facebook.com/marchofmemoryВ этом году — 80-я годовщина трагедии. Стоит ли ожидать особенной церемонии памяти? Отдельно стоит спросить, ожидаете ли вы провокаций на мероприятии?
Конечно, на 80-летии будут и государственные мероприятия, и, возможно, другие общественные ивенты. Будут наверняка и те, кто делает это из корыстных побуждений. Мы с вами даже знаем в лицо этих «полупрофессиональных евреев» и «полупрофессиональных политиков». А некоторые даже имеют еврейские корни.
Уже сейчас есть попытки подмять Марш Памяти под себя. Уже рассылаются пресс-релизы, где указано, что определенные организации являются со-организаторами Марша Памяти — это не правильно, но не нам судить этих людей.
Провокации… ну все может быть, конечно. Но вы легко сможете отличить нас, организаторов от провокаторов и пытающихся пиариться на нашем Марше. Сейчас расскажу как. Марш всегда проходит по одному и тому же сценарию — 1) приветствие Жени, 2) я провожу брифинг участников, 3) мы формируем колонну, 4) идем по маршруту, 5) у Меноры приглашенный нами раввин читает «Кадиш», соединяя воедино ушедших и живущих, 6) Женя анонсирует дату Марша Памяти следующего года, 7) мы всех благодарим и прощаемся. Всё. Кто бы ни пришел: президент, мэр, члены чего угодно - они могут пройти только как простые граждане и молча пройти со всеми вместе этот путь. И мы это будем уважать. Нам важна эта чистота от любых политических окрасов сегодняшнего дня. Потому что мы больше про прошлое и про будущее.
Любая попытка заявить о себе по ходу Марша — это провокация лиц, не имеющих отношения к организаторам Марша Памяти. Раньше мы к этому относились терпимее. В этот году будем просить покинуть ивент. Нам важно сохранить человеческую суть Марша и не допустить политики. Нам также важно, чтобы все участники Марша чувствовали себя в безопасности, поэтому колонну каждый год сопровождают сотрудники полиции и скорой помощи.
Как быть тем, кто хочет прийти на Марш, но не может? Как почтить в этот день сотни погибших? Может будет какой-то флешмоб для тех, кто не сможет присоединиться к Маршу в Киеве?
Есть старая киевская традиция ставить на подоконник свечу в годовщину смерти близкого. Это лучшее, что могут сделать те, кто далеко. И, конечно, с Марша будет стрим на нашей странице в Facebook: https://www.facebook.com/marchofmemory. Важно понимать, что мы не просто проводим Марш Памяти раз в году, а создаем традицию ходить этим путем каждый год в память о погибших и ради безопасности будущих поколений. Это про то, что есть мы или нет, все равно будет такая традиция в еврейских и не только семьях и душах. Это миссия нашей команды и каждого, чье сердце сжимается при словах «Бабий Яр». Мы никогда никого не приглашаем, это личный выбор каждого, мы всех информируем: 3 Октября / 27 Тишрей, 12:00, у к-ра “Киевская Русь”. Спасибо и до встречи на Марше Памяти.Подпишитесь на рассылку
Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю