Поддержать проект
menu
Проект Объединённой еврейской общины Украины
Интервью10 Сентября 2020, 11:58

Приди, пройди, почти! Марш памяти жертв Бабьего Яра. Интервью с организатором Евгением Городецким

марш памяти
Евгений Городецкий, Дмитрий Юринов и участники Марша памяти в 2019 году / Фото из личного архива

29 сентября 2020 года состоится 5-й Марш в память о жертвах Бабьего Яра. Начало Марша в 16:00 у кинотеатра «Киевская Русь» (Киев, ул. Сечевых Стрельцов, 93). Участники Марша пройдут путь длиной в 3 километра до мемориала Меноры в Бабьем Яру, чтобы почтить память невинно убитых мирных жителей Киева, большинство которых были евреями. 

В 2016 году Евгений Городецкий с помощником Иваном Котом прошли по дороге, которая стала последней для евреев Киева — это был первый Марш Памяти. В 2017 году к организации Марша присоединился Дмитрий Юринов, в 2019 — Стелла Киртадзе.

О том, как Евгению Городецкому пришла идея организовать Марш, как шествие двух человек превратилось в массовое ежегодное мероприятие, а также о том, почему важно помнить о трагедии — читайте в интервью JewishNews. 


В 2016 году Вы были первым и единственным участником Марша. Как Вам пришла идея пройти по тому же пути, по которому евреев Киева вели на гибель? Что Вас к этому побудило? Почему решили повторить в 2017? Много ли людей изъявили интерес к Вашей инициативе тогда?

В 2016 году «помпезно» праздновали 75-ю годовщину. Вы помните? Были главы государств, разные мероприятия. И как-то это всё покоробило меня — и помпезность, и служба безопасности, которая никого не пускала… Поэтому я пошёл один. Вернее, мы пошли вдвоём — я и мой помощник Иван Кот. 

У Меноры я прочитал молитву, не уверен, что все правильно прочитал, но как мог… После сделал в Facebook пост, и мои киевские друзья начали мне писать с вопросом «А почему ты с собой никого не позвал?» Я ответил, что «Хорошо, ребята, в следующем году я вас всех позову». Так и появилась идея организации ежегодного «Марша Памяти».

Потом я создал в Facebook событие и на Марш в 2017 году пришло более 150 человек, 50 из которых мои друзья и знакомые. В 2018 году нас было уже около 350 человек, а в 2019 по разным оценкам более 600 человек. 

Евгений Городецкий и Дмитрий Юринов на Марше памяти в 2019 году / Фото из личного архива

Какая главная идея Марша? 

Не дать забыть. Я думаю, что сегодня очень многие с удовольствием бы забыли и вычеркнули из истории то, что происходило и в 41-м году, и в 42-м, и в 43-м. Это меня тревожит и возмущает и поэтому наша задача и главная цель — не дать забыть.

Евгений Городецкий

И мы делаем все, чтобы в Марше участвовали не только взрослые, но молодое поколение. На Марш каждый год приезжают ученики из еврейских школ Белой Церкви и Житомира, из немецкой школы при посольстве в Киеве, студенты из разных городов.

Кто занимается финансированием проведения Марша? Поддерживают ли Вашу инициативу какие-то еврейские бизнесмены? 

В 2017 году я обратился за помощью в организацию, которая предоставляет услуги охраны отелю «Хилтон». Нам тогда бесплатно выделили людей, которые прошли с нами по маршруту. А с 2018 года эту функцию взяла на себя полиция. За финансовой помощью я ни к кому не обращался, да и нет особых финансовых потребностей. Мы своими силами даем минимальную рекламу и берем в аренду автобусы, чтобы перевозить школьников из Белой Церкви и Житомира. Кстати, в этом году к Маршу присоединятся ребята из Миргородской школы. В этой школе в 2019 году был открыт Музей Холокоста, на открытие которого меня приглашали.

Поддерживают ли инициативу какие-то еврейские бизнесмены? Наверное поддерживают, но морально — другой помощи мы пока не просим.

Евгений Городецкий и Дмитрий Юринов общаются с участниками Марша памяти в 2019 году / Фото из личного архива

Уже было заявлено о том, что Марш памяти состоится и в 2020 году. В каком формате он будет проходить? Будут ли какие-то ограничения в связи с эпидемией? Возможно, что будет предусмотрен онлайн-формат?

Мы получили разрешение городских властей на проведение Марша в 2020 году, поэтому он состоится и пройдет в привычном формате — мы вместе пройдем по маршруту, а для тех, кто не сможет физически быть с нами, будем делать прямые эфиры.

Много ли людей ожидается на Марше в этом году? Из каких городов или стран готовы приехать люди?

Это личное дело каждого. Сколько будет, столько будет. Уже после Марша мы узнаем количество. Но не исключено, что из-за пандемии в этом году может быть меньше, чем в прошлом году — кто-то просто не сможет прилететь или приехать. К тому же, мы идем во вторник, а это рабочий день, и не у всех может получиться уйти с работы пораньше.

Но я спокоен, потому что знаю — те, кто каждый год приезжал на Марш в Киев из других стран и городов Украины, из-за границы, даже если не смогут приехать, все равно морально будут с нами, и они не забудут. И это для меня лично крайне важно! 

Евгений Городецкий

Имеет ли трагедия Бабьего Яра отношение к Вашей семье? 

В нашей семье был человек которого звали Хаскель Осадчий. В августе 1941-го года он помог эвакуировать почти всю мою семью из Киева и Житомира — они уехали грузовым вагоном, а он остался в Киеве. Неизвестно где именно погибли Осадчий и его брат, но его сестра точно была убита в Бабьем Яру. Кроме того, большая часть моей семьи расстреляна в 1941 году в Житомире.

Шествие Марша памяти в 2019 году / Фото из личного архива

Как Вы считаете, почему важно помнить о такой страшной трагедии? 

Об этой трагедии важно помнить и напоминать, чтобы она не превратилась в пустые слова. Во-первых, мы уже никогда не дадим уничтожать своих. А во-вторых, есть два метода противодействия, и один из них вооружённый — для этого существует Государство Израиль, которое готово принять и защитить нас всех.

Участники Марша памяти у Меноры в Бабьем Яру / Фото из личного архива
Участники Марша почтили память жертв Бабьего Яра / Фото из личного архива

Кровь людей, убитых в Бабьем Яру, в огромной степени повлияла на создание независимого еврейского государства. И сегодня Государство Израиль — это залог того, что трагедия не повторится никогда. 

Вместе с этим мы должны напоминать о трагедии, чтобы люди помнили, и чтобы она не повторилась не только с евреями, но и с любой другой нацией, с любым другим народом. Never again!

Евгений Городецкий

По Вашему мнению, есть ли оптимальный вариант, как сохранить память о Бабьем Яре и о сотнях таких яров в Украине?

Наверное, это должна быть комплексная работа. Должны быть Марши, должны быть музеи, должны быть уроки в школах, в учебных заведениях, которые готовят правоохранителей в школах полиции, в университетах МВД, в юридических институтах. Чтобы люди понимали, что такое права человека, что такое жизнь человека.

Однозначно, это должна быть комплексная программа воспитания и детей, и взрослых. Ведь мы видим, что взрослые, к сожалению, ничего не учатся.

Евгений Городецкий

Чтобы понимали, что жизнь человека — неприкосновенна, и что любые агрессивные действия не стоят капли пролитой крови, если это не защита собственной чести и достоинства или государственности.


29 сентября 2020 года в 16:00 все желающие принять участие в Марше памяти могут прийти к кинотеатру «Киевская Русь» (Киев, ул. Сечевых Стрельцов, 93). Оттуда участники Марша пройдут к мемориалу Меноры в Бабьем Яру. Подробнее о будущем Марше памяти можно прочитать в публикации JewishNews.

Подпишитесь на рассылку

Получайте самые важные еврейские новости каждую неделю