Еврейская Украина: 10 фактов о евреях Донецка
За последние 2 года территория Донецкой области превратилась в поле боевых действий, на котором уже пролито очень много крови, в том числе и еврейской. На сегодняшний день часть этих территорий контролируются боевиками так называемой Донецкой Народной Республики, руководство которой не скрывает своих антисемитских взглядов. Несмотря на вооруженный конфликт и вывод (надеемся, временный) этих земель из-под контроля украинской власти, Донецк продолжает оставаться Украиной и никто не сможет отнять у этого края его украинскую историю, в которой есть немалый еврейский компонент. О прошлом и настоящем еврейского Донецка и окрестностей — в новой главе проекта «Еврейская Украина: 10 фактов о...».
Читайте также о евреях Кропивницкого, Чернигова, Ужгорода, Хмельницкого, Луцка, Полтавы, Винницы и Херсона.
1. Четверть Юзовки
Еврейская история этих мест ведет свой официальный отсчет с начала XX века. Евреям было разрешено массово селиться в рабочем поселке Юзовка (основанном в 1869 году и потом ставшем Донецком) в 1903 году и, по данным переписи населения Екатеринославской губернии, в 1897 году евреи составляли 4,97% населения Юзовки. Через 7 лет — в 1910 году — представители еврейской общины составляли уже четверть всего населения поселка, который в будущем станет центром области. Большинство евреев в тех краях занималось ремеслами и торговлей.
2. Облигация-акция Лондонского банка
И хотя официальная история еврейства в этом регионе насчитывает не более полутора века, иудейская община (практически разрушенная в годы Катастрофы) оставила после себя немало памяток.
Информация о евреях этих края бережно собрана в книге под названием «Штетл Бахмут — феномен еврейского народа на Донбассе» С. Татаринова и С. Федотова. Вот отрывок из нее, в котором рассказывается о том, как евреи города Бахмута (сегодня — Артемовск) участвовали в сионистском движении:
В Лондоне создается Национальный Банк, ведающий колониальным еврейским фондом в размере 2 миллионов фунтов, составленным из шекельного сбора. Еврейский колониальный фонд был учрежден Беньямином-Зеевом Герцлем в 1899 году в качестве финансовой поддержки сионистского движения. В 2001 году Б.Р. Кузнецов передал нам уникальную облигацию-акцию Лондонского банка 1900 года стоимостью 1 английский фунт, средства от реализации этих акций шли переселенцам в Палестину. Акция принадлежала бахмутским мещанам Финтектиковым. Российские власти запретили всякие операции с этим фондом.
3. Первый гроссмейстер СССР
Борис Верлинский (1889–1950) родился в Бахмуте, но долго там не прожил — еще в детстве он переехал с родителями в Одессу, а со временем уехал жить в Москву. Из-за заболевания, которое он перенес в детстве, Борис частично оглох и с окружающими общался преимущественно жестами — говорить Верлинский мог, но его речь была невнятной. Проблемы со здоровьем не помешали ему вести достаточно активную жизнь — он любил музеи, оперу и… обожал шахматы. Он принимал участие в различых соревнованиях — в том числе и чемпионатах Москвы, Украинской ССР и всевозможных турнирах, но оказывался первым не так уж часто. В 1929 году на чемпионате СССР по шахматам Борис Верлинский стал победителем и ему присудили звание гроссмейстера — первого гроссмейстера СССР в истории.
4. Брат Маршака
Немногие знают, что в детстве знаменитый детский поэт Самуил Маршак несколько лет жил в Донецкой области. Когда будущему литератору было 7, его семья переехала из России в украинский Бахмут — тогда, в конце XIX века этот уездный городок Екатеринославской губернии называли «столицей Новой Америки», и отец семейства считал, что без труда сможет устроиться на новом месте. Он пошел мастером на мыловаренный завод, но особой прибыли не было, и вскоре вся семья уехала в воронежский Острогожск.
Хотя Маршаки задержались в Бахмуте недолго и так и не смогли обжиться, приятные воспоминания у семьи о городке все же остались — там родился брат Самуила Илья (1895–1953), который впоследствии стал одним из первых авторов книг для детей на научные темы под псевдонимом М. Ильин. Среди его замечательных работ — «Рассказы о вещах» (сборник: «Сто тысяч почему», «Солнце на столе», «Который час?», «Черным по белому», «Как автомобиль учился ходить», 1936), «Искусственный глаз», 1941, «Как человек стал великаном», 1946 (совместно со своей женой Еленой Сегал), «Путешествие в атом», 1948 (также совместно с женой) и многие другие.
5. Оперный Рейзен
Марк Рейзен (1895–1992) родился недалеко от Горловки в еврейской семье, которая ничего общего с творчеством не имела — его отец занимался погрузкой угля. Пройдя Первую мировую, Марк, получивший ранения и награды, решил заняться пением. В 1917 году он все же попробовал пойти по «серьезному пути» и поступил в Харьковский технологический институт, но очень скоро кардинально сменил направление и занялся искусством.
В 1917–1921 годах Марк Рейзен учился в Харьковской консерватории у итальянца Федерико Бугамелли. Обладавший потрясающим басом Рейзен работал в Харьковском оперном театре, а затем в Мариинском театре в Ленинграде и Большом театре в Москве — его уникальный голос позволял ему исполнять партии Дона Базилио, Мефистофеля, Руслана, Бориса Годунова, а также Сусанин и многих других. Сочинять для Рейзена было честью — для него писали такие знаменитые композиторы, как Исаак Дунаевский, Дмитрий Покрасс, Тихон Хренников и не только.
6. Сталин и лимоны
Те, кто писал письма Сталину, редко когда получали ответы — такая «челобитная» не столько решала проблему, сколько приносила еще больше несчастий автору. Но случались и исключения.
29 июня 1924 года член КСМУ Исаак Моисеевич Рохельман написал из города Бахмута в Москву:
Тов. Сталин! Я был в Москве в январе этого года, имел возможность посетить Вас, после чего прибыл в Коммунистический университет трудящихся Востока, так как мы, губпартшкольцы Донбасса, находились у них во время экскурсии в Москве. Зашла беседа о работниках, в общем о том, кто возглавлял раньше верховное управление и кто теперь, говорили о происхождении всех и коснулись Вашего, а так как я был у Вас и знал, что Вы восточной национальности, поэтому бросил чисто шутейно фразу; так не торговал ли Сталин во время подполья лимонами? Сказал без всяких корыстных целей. Теперь меня обвиняют товарищи в том, что я неуважительно отношусь к вождям революции.
А посему я решил обратиться к Вам с письмом и с просьбой, чтобы Вы дали мне ответ, принимаете ли Бы это за оскорбление или нет. Я сам рабочий, слесарь, всего мне 22 года, был в Красной Гвардии на продработе, надеюсь, что Вы мне простите, если это считаете оскорблением для себя и дадите лично мне ответ, прощаете ли Вы мне все это сделанное или нет, потому что со стороны товарищей я имею большое презрение и меня очень угрызает это, но одно меня успокаивает, то что фразу я сказал без всяких корыстных целей. Надеюсь на получение ответа, каковым бы я мог оправдаться перед товарищами.
Именно в тот период (после смерти Ленина и оглашения его письма-завещания с претензиями в адрес Кобы) Сталину нужно было выглядеть демократичным и «слышащим народ», и он, разумеется, ответил юному партийцу. 9 июля 1924 года Генеральный секретарь ЦК РКП(б) Иосиф Сталин написал:
Уважаемый товарищ! Считаю, что товарищи ошиблись, обвинив Вас в неуважении к так называемым вождям. Лично я никакого оскорбления, даже намека на оскорбление не усматриваю в Вашем возгласе насчет “лимонов”. Прошу передать товарищам комсомольцам мою настоятельную просьбу об освобождении Вас от всяких обвинений насчет “лимонов”. С Коммунистическим приветом, И. Сталин.
7. Художник по стеклу
В Константиновке родился Виталий Гинзбург (1938–2006), украинский художник по стеклу, который развивал свое необычное искусство, разрабатывая новые техники создания стеклянных скульптур. Он закончил Львовскую политехнику, став выпускником химико-технологического факультета (специальность «технология стекла») и увидел в своих умениях художественный потенциал. Виталий Гинзбур остался во Львове и стал инициатором создания первой на Украине художественной мастерской стеклянной скульптуры малых форм, где появлялись на свет тонкие, миниатюрные скульптуры из стеклодрота — которые мастер создает руками в раскаленной струе горящего газа. С 1976 года он был членом Национального союза художников Украины, а с 1983 года он получил звание заслуженного художника Украины.
8. «Сохнут» Щаранского
Израильский Министр промышленности и торговли (1996–1999), Министр внутренних дел (1999–2000), Министр строительства (2001–2003), а сейчас председатель «Сохнута» Натан Щаранский родился в Донецке в 1948 году. После окончания школы будущий активист и политик поступил в Московский физтех, успешно его закончил и стал работать во ВНИИ нефти и газа. В 1973 году он захотел репатриироваться в Израиль, но ему отказали и уволили из научного института.
Вопреки ожиданиям властей, он не смирился, а начал борьбу — принимал участие в акциях протеста, стал помощником и переводчиком академика Андрея Сахарова, а также рассказывал иностранным журналистам о преследованиях, которым подвергаются активисты, и о необоснованных отказах в выезде из СССР. Разумеется, такая активная деятельность не могла не привести к тюрьме — 14 июля 1978 года коллегией по уголовным делам Верховного суда РСФСР он получил 13 лет заключения. Натан вышел на свободу в 1986 году благодаря ходатайству западных политиков — его и трех других заключенных обменяли на арестованных в США агентов из Чехословакии и разведчиков из СССР и стран соцлагеря, арестованных в ФРГ.
В Израиле Щаранский начал политическую карьеру, работал на министерских постах, а также возглавлял Институт стратегических исследований при Центре Шалем в Иерусалиме. В 2009 году премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху предложил Щаранского на пост председателя Еврейского агентства, чья кандидатура и была утверждена Комиссией по назначениям попечительского совета.
9. Родственник раввина Донецка — Дэвид Копперфильд?
В 1920–30-х гг. раввином Донецка (Сталино) — первым за историю общины — был Шмуэль Кодкин, которого в 1938 году арестовали по обвинению в антисоветской деятельности и, как и многих других, расстреляли. Закрыли и синагогу, в которой он собирал свою общину — вскоре в этом помещении снова стали собираться, но там было уже не религиозное место, а клуб медицинских работников и общественная библиотека, куда и поступила часть «общеобразовательных» книг репрессированного раввина. Что стало с семьей рава Кодкина, неизвестно, но есть предположение, что его родственники эмигрировали в США еще до периода репрессий, а один из них стал дедушкой знаменитого иллюзиониста Дэвида Копперфильда (Дэвида Сета Коткина). В знак уважения к этому родству в Донецке даже хотели открыть кошерное кафе под названием «Копперфильд».
10. Еврейские страсти
Американский писатель, журналист, драматург Сэмюэл Спевак (1899–1971) родился в Бахмуте, но когда ему было 4, его семья эмигрировала в США. В 1918–1926 годах он был корреспондентом газеты «Нью-Йорк уорлд» в Москве и Берлине, в 1941 — журнала «Лук» и «Нью-Йорк ивнинг пост» в Лондоне, в 1943 — стал пресс-атташе посольства США в Москве, а в 1944 — служил руководителем русского отдела зарубежного представительства Департамента военной информации.
Но запомнился Спевак не столько собственными творческими трудами, сколько совместными работами с женой, Беллой Коэн. Их сценарный дуэт дал жизнь огромному количеству пьес. Супруги обладали настолько мощным взрывчатым темпераментом, что постоянно находились на грани развода, который, кстати, так и не случился. Эти страсти вдохновили Беллу на написание современного варианта «Укрощения строптивой» Шекспира, и она реализовала эту идею вместе с мужем. Так родилось либретто мюзикла «Целуй меня, Кэт», который выдержал более 1000 постановок на Бродвее и стал основой для одноименного фильма.