Еврейская Украина: 10 фактов о евреях Ужгорода - Jewish News
Календарь
Календарь
Недельная глава:
Ки Таво
Group Created using Figma
Подпишитесь на JewishNews в Facebook
Я уже подписан
Община 05 Декабря 2016, 12:09

Еврейская Украина: 10 фактов о евреях Ужгорода

время Время прочтения: 9 мин.
Еврейская Украина: 10 фактов о евреях Ужгорода

Третья глава проекта «Еврейская Украина» расскажет о радостях и сложностях жизни еврейской общины Ужгорода и его окрестностей. Несмотря относительную территориальную близость ко Львову, старому еврейскому центру Западной Украины, в Ужгороде иудеи обосновались все же на пару столетий позже, чем в Городе Льва. И раньше, чем другим евреям Украины, им пришлось столкнуться с ужасом Холокоста — нынешнее Закарпатье в те годы входило в состав Венгрии, которая была на стороне Германии, и именно поэтому считается, что ужгородские евреи первыми среди украинских оказались в концлагерях. О других, менее грустных фактах из истории еврейской общины Закарпатья — в нашей новой подборке.

Читайте также о евреях Чернигова и Кропивницкого

 

1. … в период засилья израильтян...

Сведения, которые приводит археолог, этнограф, фольклорист из Мукачево Тиводар Легоцкий (1830–1915), косвенно подтверждают, что евреи в окрестностях Ужгорода (Унгвара) проживали еще в XIII веке. «Народная легенда рассказывает о кладе в виде золотых слитков и фигур животных, нагроможденном на хуторе в XIII веке, в период засилья израильтян в нашем крае», — пишет он.

Первые официальные упоминания о евреях в Ужгороде датируются еще 1575 годом. В то время община начала довольно быстро развиваться, и в конце 1720-х годов в городе проживало уже около 30 еврейских семей. Написанный на иврите документ, найденный историком Мором Горовицем, свидетельствует о том, что небольшая еврейская община была соз­дана в Ужгороде в 1724 году. А в 1730 году иудеи пригласили из Львова раввина Лейбуша Бодек-Райзмана, который и стал первым руководителем общины.

picture

 

2. Евреи-горцы

В XVIII-XIX вв. большинство евреев Закарпатья занимались виноделием и земледелием, но были очень бедны. Местная власть время от времени даже выдавала им особое разрешение на попрошайничество, чтобы они могли хоть как-то выжить. В целом в этой местности процент евреев, живших в деревнях (главным образом в горных районах), был самым высоким в Европе. В конце 30-х годов ХХ века евреи-горцы составляли 65% всех евреев края. Эта часть еврейского населения области представляла собой особую этнокультурную общину и оказала свое влияние на архитектуру маленьких городков и сел.

 

3. Закарпатье — центр притяжения восточноевропейских евреев

picture

К концу XIX – началу XX вв. еврейская община Ужгорода и окрестностей стала увеличиваться за счет иммигрантов — евреи из близлежащих земель стремились в эти края, чтобы укрыться от погромов и обосноваться в экономически более благоприятных условиях, которые к тому моменту там установились. По данным переписи 1921 года (уже в рамках новосозданной Чехословацкой республики), в Под­карпатской Руси (так в Чехословакии назывался данный край) проживали 93 023 еврея, около 15% всего населения. В Хусте — 169 евреев на 1000 человек, в Ужгороде — 305,5, в Мукачево — 478, что составляло почти половину жителей города. А в 1930 году в этих краях проживало уже 102 542 иудея.

 

4. Унгварский раввин-писатель

picture

В Унгваре родился и провел жизнь ортодоксальный раввин Шломо бен Йосеф Ганцфрид (1804–1886), который написал несколько книг на тему еврейского религиозного закона. В возрасте 8 лет он стал сиротой, и его взял на воспитание раввин Ужгорода. Повзрослев, Шломо начал заниматься виноторговлей, но в 1830 году оставил свое дело и стал раввином. Он написал и в 30 лет выпустил свою первую книгу — «Кесэт ха-софер», которую посвятил законам написания свитков Торы и мезуз (по мнению признанного галахического авторитета Венгрии раввина Моше Софера, те, кто изучает профессию софера, этот труд нужно прочесть обязательно).

В возрасте 60 лет Шломо бен Йосеф Ганцфрид издал еще одну важную книгу — краткий сборник необходимых в повседневной жизни законов «Кицур Шулхан Арух», которая выдержала 14 прижизненных изданий. Рав отошел в мир иной в ночь шаббата, а его могила в Ужгороде стала местом посещения иудейских паломников.

 

5. Закарпатье глазами Вишняка

picture

О жизни евреев в 1935-40 гг. в Закарпатье ярче всего всего рассказывает потрясающая серия снимков Романа Вишняка, фотографа еврейского происхождения, который родился в России и эмигрировал в США. На этих фотографиях — зарисовки быта местных евреев, горожан и жителей деревень, уличных торговцев, учеников в иешивах, портных и просто прохожих. Архив всех его работ — в том числе и закарпатских — был выложен в общий доступ Мемориальным музеем Холокоста и Международным центром фотографии (США). 

 

6. Энди Уорхол — русин, которого вдохновляли евреи

picture

Энди Уорхол (Вархола) родился не в Украине и не был евреем, но тем не менее кое-что с еврейством и Ужгородом его все-таки связывает. Популярный американский художник и основатель поп-арта родился в США в семье эмигрантов лемков (русинов, региональной группы украинцев), приехавших из села Микова, которое сегодня находится в Словакии. Уорхол никогда не идентифицировал себя как еврей, но еврейство его явно вдохновляло — в 1980 году он представил серию работ «10 знаменитых евреев ХХ века», среди которых оказались портреты Сары Бернар, Луиса Брандеиса, Мартина Бубера, Джорджа Гершвина, Голды Меир, Франца Кафки, Братьев Маркс, Гертруды Стайн, Зигмунда Фрейда и Альберта Эйнштейна.

picture

Связь Уорхола с Ужгородом установилась совсем недавно — прошлым летом в городе появилось 7 полосатых красно-белых столбиков, которые символизируют знаменитые банки супа Campbell’s на его работах, а в конце 2014 года в Ужгороде был установлен мини-памятник Уорхолу, отлитый из бронзы (к слову, таких крошечных скульптур в Ужгороде множество).

 

7. Фонарщик в бронзе

picture

В Ужгороде есть скульптура, которая имеет самое прямое отношение к еврейству. 23 октября 2010 года, в день празднования 1117-й годовщины со дня основания Ужгорода в центре города открыли памятник Фонарщику, прототипом которого стал еврей и ужгородец дядя Коля. Он был единственным «Начальником городских фонарей и витрин», и именно благодаря ему работало все старое освещение города.

«Полноватый, очки с сильной диоптрией, в правой руке — обязательные плоскогубцы, в левой — потертая сумка со всякой всячиной, сякой-такой снедью и обязательно — газетами. Специально он газеты не покупал, но где увидит — подбирал, пусть даже обрывки. И все, что печатного находил, обязательно прочитывал. И не было в городе человека, политически грамотнее Дяди Коли. В информационном отношении — секретари обкома партии ему в подмётки не годились, вместе с лекторами», — вспоминают его местные жители.

 

8. Мавританская синагога

picture

В 1904 году в Ужгороде открылась синагога ортодоксальной общины — она была построена в неомавританском стиле, который был в те годы очень популярен в Европе. Самым ярким элементом фасада здания, возведенного на деньги местных евреев-меценатов и общины, был центральный балкон с изображением Звезды Давида, вписанной в большой круг. Одна из надписей на здании гласила — «Построено в 5694 году по еврейскому календарю». Увы, после Второй мировой войны здание потеряло своих настоящих хозяев — приходить в синагогу было уже некому. В годы СССР его отдали под филармонию, которая «живет» там до сих пор. Иудейскую символику и элементы, разумеется, убрали — Маген Давид закрыли стеной с круглым окном посередине.

 

9. Закарпатская Звезда Давида

picture

В мае 2015 года в украинском интернете появилась новость о том, что через сервис Google Maps на карте села Геча в Закарпатской области отчетливо видна Звезда Давида. Поселение, которое было основано в 1319 году и раньше называлось Мезогеча, находится на территории, где в свое время проживало очень много евреев, в первую очередь венгерских. В годы нацистской оккупации большинство местного еврейского населения было вывезено в лагеря смерти, и — как предположили местные жители — Маген Давид, символ защиты для иудеев, мог создать кто-то из евреев в те тяжелые 40-е годы.

Но буквально сразу же после появления новости появилось прозаическое объяснение. Специалисты утверждают, что шестиконечная звезда — это остатки советского зенитно-ракетного комплекса средней дальности действия (С-75 «Двина»), а внешнее сходство со Звездой Давида — просто совпадение.

 

10. Лондонский кит-убийца еврейского происхождения

picture

Роберт Максвелл — по рождению Ян Людвиг Хох (1923-1991) — появился на свет в хасидской семье в селе Солотвина, которое на момент его рождения располагалось на территории Чехословакии, а сегодня является частью Украины. И-за начавшейся венгерской оккупации он перебрался во Францию, а затем и в Англию и воевал против гитлеровских войск, и почти все его самые близкие родные погибли в Холокосте. После окончания войны он стал заниматься медиа бизнесом — сначала он работал в британской информационной службе в британском секторе оккупированного Берлина, затем он основал собственный бизнес, занимался распространением журналов издательства Springer в Англии и основал издательство «Пергамон пресс». В его послужном списке очень много достижений — он был председателем газетной компании Mirror Group Newspapers и издательства Macmillan, в его медиа империю также входили издатель компьютерных игр Mirrorsoft в Англии и издатель компьютерных игр Spectrum Holobyte в США, а в 1990 году он начал издавать газету The European.

Удивительно, но этот крупный игрок в издательском бизнесе — по утверждению его биографов — не держал в доме книг. Лондонское общество не очень-то любило лорда Максвелла — у него было множество разных неприятных прозвищ вроде «Мещанин во дворянстве», «enfant terrible лондонского Сити» и «чешский выскочка». За внешний вид (193 см роста и136 кг веса) и нахрапистость при заключении сделок его также называли «кит-убийца».

Умер Роберт Максвелл при странных обстоятельствах — его тело без следов насильственной смерти нашли в море близ Канарских островов, где он катался на своей яхте.